ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АМАЗОНОК

автор: В.КРЮКОВ.

ПОЛЯНИЦЫ
древние воительницы-курянки

Археологи все чаще убеждают нас, что за самым фантастическим мифом может стоять историческая достоверность. На юге России, на Украине, в древних захоронениях одного, сравнительно недолгого периода истории во множестве находят останки женщин, погребенных в полном боевом снаряжении. Легендарные амазонки, как будто воюют снова, теперь уже из могил, за свое место в истории.

В ПЕРВОМ тысячелетии до нашей эры, на территории современной Курской области, бродили орды кочевников-сарматов. Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь проводили в движении, перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц, постоянно сражались и находили постоянную обитель лишь в погребальных курганах. Немало сарматских курганов и в Курской области...

В СОВРЕМЕННОМ мире, в рамках канонизированных исторических знаний, где воевали и воюют в основном мужчины, хорошо организованное племенное сообщество женщин-воительниц кажется нелепым. А потому долгое время ученые не обращали внимания на оружие и доспехи в женских сарматских захоронениях. Оружие, дескать, могло быть и ритуальным - для боев в мире ином, а не в этом. Но вот женские черепа со следами рубящих и колющих ударов, плечевые кости с торчащими в них наконечниками стрел - явно останки воинов. В 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати, погибшей от оружия. Рядом - боевой кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке, боевой топор, множество наконечников от когда-то полного колчана со стрелами... Если в женских сарматских могилах этого периода - обилие предметов, то в мужских почти ничего. В одной найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках... Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате...

САРМАТЫ не оставили ни письменных источников, ни строений. Все сведения о них добыты или при раскопках захоронений, или почерпнуты у древнегреческого историка Геродота, коему даже его современники не очень-то доверяли. Он же после своего путешествия в 450 году до новой эры по Северному Причерноморью записал рассказы тамошних греческих колонистов о странном сарматском племени женщин-воительниц. Они разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, метко стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Если у амазонки рождался мальчик, его тут же убивали. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но историк привел и другое название - амазонки, от греческого амазес (безгрудая). Они якобы лишали себя одной груди (правой), чтобы лучше стрелять из лука - ее прижигали раскаленным железом еще у маленьких девочек... В мифах амазонки показаны как лютые враги древних греков, посмевшие однажды напасть на Афины, как племя, враждебное мужчинам вообще, с которыми они общались только для продолжения рода... Почти каждая легенда о битве греков с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивых, но свирепых воительниц, посмевших мериться силами с греческим героем. Но это в мифах, а у Геродота как раз наоборот - женщины чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья, и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Вот и разберись, где правда...

Очень скоро после Геродота все сказанное им об амазонках сочли за небылицы. "Кто поверит, - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое, все равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей"... Вот она, наша неистребимая мужская самоуверенность.

Благодаря археологическим открытиям хотя бы частично восстановлена добрая репутация Геродота, которого уже больше двух тысяч лет называют не только отцом истории, но и отцом исторических вымыслов. Последние из погребений сарматских амазонок относятся к периоду от IV до II века до новой эры. Дальше пошел уже чисто мужской мир - женщины степей утратили власть, и она перешла к их сыновьям и внукам.

КАК выглядели сарматские воительницы? В представлении большинства древние кочевники принадлежали к монголоидной расе "...с раскосыми и жадными очами". Так вот, сарматы (а стало быть, и амазонки) были европеози и в этом смысле мало чем отличались от нас с вами. Скажем прямо: вряд ли они соответствовали нашему сегодняшнему "киношному" представлению, да и покладистым характером наверняка не отличались. Хотя у древних греков они часто изображены сидящими на лошади или боком, или с ногами, закинутыми на круп лошади. Греки рисовали и ваяли амазонок, не отступив от своего взгляда на женскую красоту.

Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки как формация существовали. В южно-русских степях когда-то правили, женщины, пасли скот, охраняли стада, сражались за свои земли... С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной России, течет кровь древних воительниц. Может быть, как раз из этого источника русские женские характеры, о которых сказано: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"?

Здесь в самый раз вернуться к мифам, но уже не к греческим, а к нашим собственным. Можно ли среди жалких остатков когда-то старательно вымаранных дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов? Оказывается, можно, и гораздо больше, чем у других народов. Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов. Назывался он "полякование": воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи "поединщика" себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ. Так вот, наряду с "поляковщиками" в русских былинах очень часто упоминаются "поляницы", женщины-богатыри. С поляницей Зла-тогоркой бьется Илья Муромец, а через многие годы он встречается со своей "неузнанной" дочерью от этой Златогорки, поляница и жена Добрыми Никитича, с которой он знакомится тоже в бою, с поляницей бьется и на ней женится Дунай Иванович, а в одном из вариантов былины "Про Илью Муромца и Тугарина" поляница Савишна - жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина. Здесь легко увидеть параллель в развитии сюжетов древнерусских былин и уже упомянутых нами греческих мифов: герои-мужчины одолевают-таки воительниц в нелегком поединке, и те становятся женами победителей. Хотя нередко воительницы гибнут. Особенно преуспели в этом Геракл и Илья Муромец. Рыцарского отношения к даме им явно не хватало.

Но обратимся к первоисточнику:


...Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков - свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная. Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика:


- Коль Владимир князь стольно-киевский
Мне не даст да супротивника,
Из чиста поля да наездника,
Я приеду тогда во славный Киев-град,
Мужичков всех повырублю,
А все церкви на дым спущу, 
Самому князю Владимиру я голову срублю...

Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть было не лишился головы... Так что, на известном полотне Васнецова три богатыря, внимательно всматривающиеся в степную даль, наверняка стараются не проглядеть крупную неприятность в лице очередной удалой поляницы...

НО вернемся в наши времена... Если верить социологам, российские женщины все больше одолевают свою "сильную" половину. Общепризнанно, что они куда лучше мужчин приспосабливаются к быстро изменяющейся обстановке, более ответственны, легче обучаются, менее подвержены стрессам. Удачливые, энергичные бизнес-леди давно перестали быть резкостью, и если уж они берутся за дело, то держись. Может быть, в них просыпаются дремавшие прежде гены амазонок и поляниц? Тем более что значительная часть мужской половины создает для этого самые благоприятные условий - своей прогрессирующей инфантильностью, а то и женственностью. Уж не грядет ли повторение матриархата? Похоже, что битвы амазонок продолжаются - не только за место в истории, но и за место под солнцем... Мужики, нужно что-то делать!..

Опубликовано: "Городские известия" от 7 марта 2003 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову