Новый год и Рождество в Курске: до и после революции

автор: А. ДЕМЧЕНКО

В новейшей истории масштабно отмечать Новый год в нашей стране стали в конце 1930-х годов. В дореволюционное время этому торжеству придавали гораздо меньше значения, предпочитая главный праздник христиан - Рождество.

Спасение в Боге


Празднование Рождества в 1914 году

Историк Владимир Степанов в книге "Курские исторические миниатюры" пишет: "В самый канун Нового года молодежь ходила под деревенскими окнами, выкликивая слова "авсень" или "усень", тем самым выпрашивая у хозяев изб себе съестные подарки". Вечер же под Новый год "посвящался исключительно говению".

О Рождестве сказано больше. Вот как описывает этот праздник в книге "Рыльск. История с древнейших времен до конца XX века" краевед Николай Чалых: "Зимой отмечали Рождество Христово. Под малиновый звон колоколов шли в церковь, а в домах, учебных заведениях, в Дворянском собрании и Народном доме устраивали елки. Рано утром мальчишки ходили по домам христославить. Эта традиция продолжалась вплоть до 50-х годов прошлого столетия".

100 лет назад, в январе 1915-го "Курские епархиальные ведомости" сообщали, что ночью с 31 декабря на 1 января в городских храмах служили молебен в "начало Новаго года". К примеру, в Знаменском соборе к прихожанам обратился архиепископ Курский и Обоянский Стефан. В своем "Слове" владыка заметил: "В День Новаго года обычно мы желаем друг другу: счастья, радостей, благополучия, и обычно наши пожелания ограничиваются исключительно землей и земными благами". Однако же, по его мнению, нужно задуматься и о душе, которая находится в опасности: всю жизнь человек выбирает между "правдой и неправдой, добром и злом", а спасение - в Боге. Ранее Стефан неоднократно говорил о пользе не только новогодних и рождественских богослужений, но и служб в общем, ведь они "одно из наилучших средств для отвлечения православных христиан от греховных увеселений и пьяного разгула". Тогда в Курске поднимался вопрос объявить "Праздник трезвости", его собирались провести ближе к Пасхе. И не зря: по данным статистики, например, на 1911 год, подданные Российской империи выпивали 90 миллионов ведер вина в год!


Поздравительная открытка с видами Курска

Линию архиепископа продолжил в "Новогоднем благовесте" и преподаватель курской духовной семинарии Георгий Булгаков: "Ты любишь близких тебе людей, хочешь, чтобы мимо них проходило горе и зло жизни. Только Христос Спаситель может защитить близких твоих... Ты любишь свою родину, хочешь, чтобы новый год принес ей добро и радость. Помни, что залог благополучия и роста - в благословении Спасителя". Он напомнил верующим, что "Русь святая пережила длинный ряд веков, перенесла страшные бедствия, победила бесчисленных жестоких врагов, стала необъятным могучим государством".

Шла Первая мировая война... Спустя год, накануне праздника, Булгаков вновь обращается через "Курские епархиальные ведомости" к прихожанам: "Пережитое в прошлом году и переживаемое в наступающем году - Великая Отечественная и мировая война со всеми сопровождающими ее историческими событиями служит ясным доказательством бесконечной жизненной ценности христианского духовного развития..." Враг в понимании Булгакова - безбожен, его характеризует "бессмысленная жестокость, насилие и надругательство над беззащитными", "антихристинские принципы неверия и эгоизм". Русского же воина отличают "усердие, любовь к Родине, верность, честь, самопожертвование, безропотный до полного истощения труд", что, по мнению Булгакова, является "отражением великих христианских жизненных принципов веры и любви".

В это же время в Курске продолжается сбор помощи для фронтовиков и их семей. Так, в "сведениях о деятельности попечительских советов по обеспечению лиц, призванных на войну", говорится, что сердобольные горожане "обходят дома и принимают пожертвования как деньгами, так и натурой". На начало 1915 года помощь была необходима 1050 солдатским семействам. Ранее куряне помогли 4920 домам на сумму 7850 рублей 85 копеек. Также было выдано "600 возов дров, 800 возов соломы, 250 аршин холста и 750 пудов муки".

Новый год под "Хенде хох!"

После падения самодержавия Рождество перестали отмечать на государственном уровне. На смену пришел Новый год. От православного праздника осталась традиция устанавливать елку и дарить подарки. Изначально в СССР не было новогодних каникул, 1 января считалось рабочим днем. Его сделали выходным уже после Великой Отечественной войны.

Первый номер "Курской правды" за 1945 год выходит со следующей передовицей: "Какой же высокой мерой измеряются дни, недели, месяцы 1944 года - года исторических побед, года, насыщенного величайшим пафосом беспримерной борьбы нашего народа за свое национальное и государственное бытие, за свое настоящее и грядущее, за свою свободу, независимость и честь".

Особое внимание - письмам с фронта. Их в редакцию "КП" присылали сотни красноармейцев. Большинство искали родных и близких, в каждом номере публиковались списки с именами и почтовыми "военными" адресами.

Конечно, накануне 31 декабря журналистам прислали и новогодние поздравления: "Когда в наших родных местах, в Курске и в области, будут встречать Новый год, мы, ваши земляки, будем в окопах. Здесь по-фронтовому поднимем чарку за нашу победу. Землякам своим, курянам, одно желаем - работать в этом году лучше. Теперь Курская область в тылу, и немец больше не мешает колхозникам и другим трудящимся укреплять свое хозяйство. Ваши земляки В. Чуйков, Г. Команов, С. Савельев, И. Савченко".

Или такое сердечное послание от военнослужащих Преображенского и Астафьева, которые воевали на Курской Дуге, форсировали Днепр и Вислу: "Посылая новогодний привет, желаем вам подготовить хорошую встречу к возвращению фронтовиков - посеять хлеб хорошо, укрепить колхозы. А в том, что Новый год будет последним годом войны, мы, фронтовики, не сомневаемся".

Еще были письма, в которых солдаты рассказывали о своих военных буднях. Так, под заголовком "Как мы встретили Новый год" опубликовано послание старшего сержанта Беленко, служившего в разведке. Накануне праздника командир дал приказ проникнуть в немецкий тыл и взять "языка". "В глухую полночь я и семь моих бойцов перешли линию фронта и добрались до переднего края противника..., обнаружили действующий пулемет. Тихо, без шума бойцы Милько и Чистяков ударами кинжалов сняли пулеметчиков". Солдаты добрались до блиндажа, подняли палатку, которая заправляла вход, и увидели следующую картину: "Сидит голый фриц и усердно лупит вшей в одежде". "Решили, что это самый подходящий момент взять "языка". Наставили на него автомат и скомандывали: "Хенде хох!" Немец сразу поднял руки, а курянин "забил ему в рот обмотку и повел к себе". За выполнение задания нашего земляка представили к ордену Красной Звезды.

Песни о ёлке и Сталине

Несмотря на тяжелое положение в стране, многомиллионные потери в борьбе с фашистами, обычная жизнь продолжалась, и советскому человеку хотелось праздника.

"31 декабря в школах Курска зажгутся огни новогодних елок, - писала "КП". - Отличники соберутся на бал-маскарад в Доме пионеров. Большой концерт для них дадут артисты филармонии". Сообщалось, что подобные вечера будут идти в течение всех каникул и соберут более 3500 учащихся. Кроме того, в драмтеатре пройдет общегородский утренник с выступлением самодеятельных коллективов суворовского училища, а для старшеклассиков будут прочитаны ряд лекций ("Моральный облик советской молодежи", "Творчество Толстого" и др.). Также на городской елке побывали дети-сироты, а на улице Тускарной поставили "небольшой деревянный домик от швейной артели "Вперед", где шла выдача "кулечков с гостинцами".

Спустя несколько номеров "Курская правда" сообщила о новогоднем вечере в школе №4: "В самый разгар веселья к ребятам в гости пришел "Дед Мороз" (именно в кавычках - от ред.). Он поздравил ребят с Новым годом, пожелал хорошо учиться и под общий дружный хохот пустился с детворой в пляс". В конце заметки автор подытожил: "С утра до вечера в школе под баян звучат песни о елке, о счастливом детстве, о дорогом товарище Сталине".

Не только для детей были предусмотрены праздничные вечера, их родителям тоже обеспечили досуг. Это можно назвать на современный манер "корпоративом". Например, курский ресторан "Ленинград" приглашал на встречу Нового года, принимал заказы на "коллективные и товарищеские ужины": "Танцы под джаз-оркестр, выступление артистов. В буфете: шампанское, вина, ликеры, коньяки, водочные изделия, прохладительные напитки, всевозможные холодные и горячие закуски, мороженое, чай, кофе, какао, торты, пирожные, булочки и высокосортные кондитерские изделия". На фоне разрухи, нищеты и лишений такое трудно было представить.

Александр ДЕМЧЕНКО. По материалам госархива Курской области, опубликовано в "Друг для друга" от 7 января 2015 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
10.01.2020 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову