СТАРАЯ СЛОБОДКА ЩИГРОВСКОГО РАЙОНА. ФРАГМЕНТЫ ИЗ ИСТОРИИ ДЕРЕВНИ XVII –XVIII ВЕКОВ

автор: А. Куркулев

Есть в Титовском сельсовете Щигровского района деревушка Старая Слободка. Небольшие домики тянутся одной улицей на правом возвышенном берегу реки Рати вдоль деревенского пруда. История этой деревни насчитывает более четырехсот лет. Это бывшая монастырская деревня и её история неразрывно связана с двумя монастырями – Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустынью и Курским Знаменским Богородицким монастырем.


Пруд на ручье Святой колодезь, за ним на пригорке деревня Старая Слободка.
Фото Александра Воробьёва.

Возникновение в этих краях монастырской вотчины связано с древней легендой о житии святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси.

Пётр родился во второй половине XIII века на Волынской земле. По достижении 12 летнего возраста, оставив родительский дом, Пётр бежал в один из окрестных монастырей, где постригся в монахи. В монастыре он обучился иконописанию и вскоре стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братии монастыря и посетителей-богомольцев. Потом Пётр оставил этот монастырь, и обойдя многие места и пустыни, нашел безлюдное место на реке на Рати, недалеко от разрушенного татаро-монголами Курска. Здесь он построил себе скромную, маленькую келью и провёл множество дней и ночей в общении с Богом.


Митрополит Пётр. Фрагмент иконы XV века.

Когда молва о подвигах святого отшельника распространилась по окрестностям, к нему стали стекаться верующие, ищущие духовного окормления. Со временем на том самом месте образовался монастырь.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, совершавший обход русских земель. Отец Петр, получив святительское благословение, смиренно поднёс ему в дар икону Божьей Матери, собственноручно им написанную. Согласно преданию, владыка Максим молился перед сим образом до конца земной жизни.

После смерти митрополита Максима константинопольский патриарх Афанасий поставил митрополитом Ратского игумена Петра, причём, возвёл его на престол митрополита всея Руси, который он занимал с честью с 1308 по 1326 год.


Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси.

Следует отметить существование и другой версии, по которой обитель митрополита Петра находилась на реке Рата, притоке Западного Буга на Волыни (сейчас это Сокальский район Львовской области), а историю о строительстве на курской земле монастыря святителем Петром сфальсифицировал неизвестный автор «Повести о Курской Коренной иконе Знамения Богоматери» во второй половине XVII века. Но как мы увидим ниже, легенда о монастыре на курской реке Рати существовала и ранее.

Как бы там ни было, в настоящее время в литературе преобладает версия о волынском расположении монастыря.

Однако перейдем непосредственно к истории деревни Старая Сободка.

В 1596 году по указу царя Федора Иоанновича началось возрождение города Курска. В это же время к северу от Курска на правом берегу р. Тускарь была основана Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь.

В 1600 году обитель получила от царя Бориса Федоровича (Годунова) на свое содержания вотчинные земли, среди которых были и земли вокруг Святого Городища на р. Рати. «Это городище старцы Коренной Пустыни выпросили себе во владение, зная по преданию, что Святым это городище называется потому, что здесь была некогда Иноческая обитель, о которой упоминается в житии Св. Митрополита Петра, его основавшего».

Вместе со Святым городищем монастырь получил 100 четей пахотной земли «а в дву потому ж» (около 82 га), 200 «копен» сенокоса по «дикому полю и по дубраве» (около 20 га), ручей «Святой колодезь», «да на том же Святом колодезе выгон и Святой лес и берег реки Рати».

На ручье «на Святом колодезе» «игумены монастыря Васьян, Давид и Серапион» устроили «двор монастырской и кельи, и пахивали того монастыря землю», и «приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели».

Монастырская вотчина вверх по р. Рати граничила с поместными землями детей боярских Наумовых, а вниз по Рати, сразу за Святым колодезем, начинались поместные земли детей боярских Пискловых.


Монашеская келья на монастырском дворе.

В 1611 году крымские татары разорили до основания Коренную пустынь. Обезлюдела и пришла в запустение от «татарскаго разоренья и пожиги» и Ратская вотчина монастыря. Оставшимися без присмотра монастырскими землями «завладел насильством курчанин Тит Родионов сын Наумов с товарищи». А «под Святым лесом, ниже Святого городища, в Старцовой поляне», где стояли кельи старцев «Пустыни что на корню» поставил деревню сын боярский Григорий Сергеев сын Наумов. В ней находился двор самого Григория Наумова, «да два двора братьев его» Гура и Гаврилы, «да два двора крестьянских Фомки Наумова да Еремейка Антипова».

После 1615 года, согласно описи губного старосты Афанасия Мезенцева, «в той деревне прибыло три двора крестьянских Васьки Федорова, да Кирюшки Григорьева, да Онашки Иванова» и четыре двора бобыльских – Фильки Кузьмина, Антошки Семенова, Евсейка Михайлова, Ивашки Семенова. Бобылями в то время называли обедневших нетяглых (т.е. не несущих государственную повинность) крестьян и платящих лишь более легкий бобыльский налог.


Двор в слободе. Реконструкция Юлии Петровой

После разора в 1611 году Коренная Пустынь трудно отстраивалась, а в 1618 году обитель вместе со всеми землями и угодьями была причислена к вновь построенному Курскому Богородицкому (ныне Знаменскому) монастырю. Не забыли святые отцы и про Ратскую вотчину. Однако «старые книги и прежние Государевы жалованные грамоты и выписи в войну утерялись».

Поэтому в 1622 году настоятель Богородицкого монастыря игумен Аркадий ходатайствовал царю Михаилу Федоровичу о возвращении его обители «монастырской земли, что припахали к своему поместью Тит Наумов с товарищи, сто четей в поле, а в дву потому ж от устья Святого колодезя вверх по реке Рати по Титовскую усаду Наумова (ныне с. Тестово) по надолбы». И «Святое городище посредь монастырской усады», да земли вверх по Святому колодезю.

Царь велел «сыскать и по сыску ту монастырскую землю описать и изметить и написать в книги». По государеву указу дозорщики из поместного приказа провели опрос окрестных помещиков и крестьян, которые подтвердили «по крестному целованью», что «земли на реке Рати, которыми ныне владеет Тит Родин с товарищами, изстари владели старцы Коренной Пустыни».


Картина Сергея Васильевича Иванова «Приказная изба»

«Вследствие сыску», монастырская усадьба в 1624 году была обмежевана, «а Святым городищем и Старцовым верхом (ручьём) и Старцовой полянкой, усадищами и урочищами велено владеть Курского Пречистые Богородицы строителю Варлааму с братией в вотчину по прежнему».

А помещичьи, крестьянские и бобыльские дворы, что поставил Григорий Наумов, с монастырского усадища по государеву указу были перенесены на его поместную землю в Титову усадьбу (ныне с. Тестово).

Главным врагом населения Курского уезда были крымские и нагайские татары. Люди жили под постоянной угрозой грабежа, плена и гибели от рук степняков. Татры не стремились вступать в открытый бой: главной их целью был захват пленных и скота. С захваченной добычей они не оставались долго на одном месте, а спешили уйти обратно в степь.

Неоднократно страдала от татарских набегов и монастырская деревня Ратской вотчины Курского Богородицкого монастыря.

В начале сентября 1634 г. крымцы и татары Больших Ногаев, воспользовавшись тем, что мужское население Курского уезда еще не вернулось с только что закончившейся Смоленской войны, грабили деревни и села по реке Рати. Были «взяты в полон» многие жены и дети детей боярских и их дворовые люди. Были угнаны в Крым так же и монастырские крестьяне Курского Богородицкого монастыря из деревни на Святом колодезе.


В 1642 году «на реке на Рати, под Святым лесом, на Святом колодезе» стояла монастырская деревня на «шесть мест дворовых крестьянских, да два места бобыльских». Летом 1643 года крымские татары вновь напали на курские земли. Монастырская усадьба на Святом Городище была сожжена и разорена, «а крестьян и бобылей с женами и с детьми побили и в полон поймали».

В 1645 году в монастырской вотчине на реке Рати решили строится вновь «бобыль Фомка Матвеев с зятем с Васьком Ивановым да с ними ж бобыльские дети Гаврилка Лыткин да Сережка Терехов». Однако в декабре 1645 г. страшный погром вновь обрушился на Курский край. 20-тысячная орда крымских татар перешла Сейм у самого Курска и зажгла окрестные села.

Монастырские угодья на Рати вновь были сожжены, а жители угнаны в плен.

С окончанием строительства южной линии обороны Московского государства - Белгородской засечной черты в 1650-х годах угроза татарских набегов на Курский край значительно ослабла.

Согласно писцовой выписи о вотчинах Курского Богородицкого монастыря 1667 года за монастырем в Тускорском стане Курского уезда значится «слободка под Святым колодцем, а в ней одиннадцать бобыльских дворов».


К началу XVIII столетия граница Российского государства переместилась далеко на юг и запад от Курского края. В условиях мирной жизни, без войн и татарских набегов, монастырская деревня Старая Слободка разрослась, увеличилось количество вотчинных крестьян в ней.

Для управления монастырской деревней от монастыря на годичный срок назначался монах-управитель или приказчик. Он поселялся во вверенной его управлению монастырской вотчине в монастырской избе. Что касается обязанностей приказчика, то они были довольно обширны и включали в себя хозяйственно-административные, судебные, полицейские и другие функции. В его руках находился надзор за распределением земли и исправным отбыванием повинностей. Приказчик наблюдал также и за тем, чтобы в пределах управляемой им вотчины не наблюдалось нищенства. Малолетние сироты отдавались в дома зажиточных крестьян, а по достижении 20-летнего возраста на них накладывалось тягло.


В. Рассохин. Да будет пухом земля...

Крестьянский труд в монастырских вотчинах эксплуатировался обычным для крепостного строя способом: посредством барщины и оброка. Для барщины были установлены следующие виды работ. Крестьяне «на монастырские потребы землю пашут, и всякий озимый и яровой хлеб сеют, и во время жатвы убирают, косят сено и в оном монастыре случающиеся монастырские работы работают, и для монастырских нужд бывают в поездах с подводами».

При оброке натурой крестьяне обязаны были платить монастырю хлебом, сеном, дровами, льном, коноплей, баранами, свиньями, яйцами и разными мелочами домашнего обихода. При развитии денежных отношений нормальным оброком считался 1 рубль с души (50-е годы XVIII в.).

При сравнении положения барщинных монастырских крестьян с таковыми помещичьими оказывается, что труд первых был несколько легче, поэтому монастырские крестьяне занимали некоторое промежуточное положение между крепостными и государственными крестьянами.

По мнению историка В. И. Семевского, даже наказания, которым подвергались крестьяне, никогда не доходили до вопиющей жестокости, совершавшейся в помещичьих вотчинах 2-й половины XVIII века. Встречались, конечно, и злоупотребления, но в них, как правило, были повинны низшие власти — всевозможные управители и приказчики.

Так в 1736 году приказной монах Иаков в Старой Слободке жестоко мучил крестьян этой деревни: Сидора Птицына, его сестру девку Ирину и племянника Исайя, Игната Густилина, Сидора Каракусова, Петра Малахова заподозренных им (как оказалось потом – несправедливо) в воровстве. Разложив их нагих на снегу, привязав на шесты бил плетьми, «и пробив до руды (крови), посыпал снегом, а как тот снег растает, паки бил смертно, и сыпал по тем ранам соль», и мученных таким образом, заставил отдать «многия пожитки их в платеж пострадавшему от кражи».


По жалобе крестьян Старой Слободки архимандрит Курского Знаменского монастыря рассмотрел это дело и постановил приказного монаха Иакова, который «без позволения монастырского начальства неповинно просителей мучил необычно, развязав на шесты, бил и посыпал по ранам соль, с приказа от того села отрешить и смирить монастырским наказанием».

Согласно ведомости Курского Знаменского монастыря 1740 года в монастырской деревне Старая Слободка проживало 109 душ мужского пола, при деревне было пашенной земли «90 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 100 копен, дикого поля не имеется». Леса, пригодного для строения, при деревни не было, только дровяной, не было так же конюшенного двора, заводных кобыл и жеребцов.

Ниже приведён фрагмент плана генерального межевания 1782 года, на котором изображены вотчинные земли Курского Знаменского монастыря, монастырская деревня Старая Слободка, верх (ручей) Святой колодезь и верх Старцовый.


В настоящее время деревня Старая Слободка относится к Титовскому сельсовету Щигровского района. Население деревни по состоянию на 2016 год составляло 31 человек. По ручью Святой колодезь проходит граница Щигровского и Курского районов.

Недалеко от деревни находится «Святое» городище, которое в настоящее время называется «Щигровским городищем». Округлая в плане площадка (0,15 га) поселения защищена с напольной стороны валом и рвом. Культурный слой содержит отложения конца I тыс. н. э. (роменская культура) и древнерусского (XI-XIII вв.) времени. Рядом расположено обширное селище.


Возле городища находится Святой источник. На протяжении долгого времени источник был заброшен и начал попросту умирать. Возродится ему помог благотворительный фонд «Возрождение родного края» во главе с директором Владимиром Прониным. Источник был благоустроен и затем освящён настоятелем Курской Коренной Пустыни – отцом Вениамином. В скором времени к роднику вновь начали приезжать люди и получать исцеления и чудесную помощь по милости Божией.


Источники:

1. Арцыбашева Т.Н. Курский край и монастырская культура: Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск пед ун-та, 1998 г.

2. Лебедев А.С. Вотчинный быт монастырей Курского Знаменского и Белгородского Николаевского. / Сборник Харьковского историко- философского общества. Т. 4. Харьков, 1892 г., с. 128.

3. "Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска".

4. Иеромонах Леонид "Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни", СПб, 1865 г.

5. Иеромонах Амвросий (А.А. Орнатский) "История российской иерархии" (6 т., М., 1807-15 гг.)

6. Бугров Ю.А. «История Курской Епархии», Курск, 2003 г.

7. Дело о принадлежавшей издревле Коренной Пустыне на реке Рати земля, что завладел насильством Курчанин Тит Родин с товарищи. 1622 г.

8. Писцовая выпись о вотчине монастыря Курской иконы Божией матери. 1645 г.

9. Археологическая карта России: Курская область / Сост. А. В. Кашкин. Ч. 1. М., 1998.

10. https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Moskovskij/

11. http://old-kursk.ru/book/kursk_IV/page180.html

12. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/selskoe_khozjajstvo/a/88-1-0-4680

13. http://svyato.info/10674-rodnik-svyatoy-istochnik-v-chest-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca.html

Опубликовано в группе "Храм Живоначальной Троицы с.Троица Курского района" https://ok.ru/khramzhivo/topic/68648611343291


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
25.02.2019 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову