ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ПОЧТЫ

автор: Л. ЛАСОЧКО

Русская почта – одна из старейших в Европе. Потребность в получении известий из других местностей, стран уходят вглубь веков. Первыми почтальонами на Руси были гонцы, посылаемые с грамотами, донесениями. Позже гонцов сменили ямщики. Ямская служба возникла в период феодальной раздробленности. Значительное влияние на развитие почтовых отношений на Руси в этот период оказало господство татар, которые на некоторых дорогах на расстоянии в 30-40 верст друг от друга учреждали «ямы» – особые пункты, куда окрестное население обязано было поставлять определенное количество лошадей, провианта; оно же осуществляло и ямскую гоньбу. Каждым «ямом» заведовал ямщик, который селился на ямском дворе.

С образованием централизованного Русского государства значение ямской службы возросло: по дорогам от «яма» к «яму» ехали ко двору великого князя, а затем и царя московского, иностранные послы. Из Москвы по этим же дорогам передвигались великокняжеские и царские воеводы и чиновники. Население выбирало для ямской службы ямских охотников – «охочих людей», которые селились при ямских дворах слободами. Позже они были зачислены в разряд людей служилых. К первой четверти XVII века относится и появление Ямской слободы в Курске.

Ямская езда была весьма дешева: за 10 и даже 20 верст платили не более 6 денег. Расстояния ямов от Москвы до других городов были перечислены в поверстной книге. Ездили достаточно быстро. Есть свидетельства, что один из служителей барона Герберштейна приехал из Новгорода в Москву за 52 часа.

17 декабря 1720 года царем Петром I был подписан Указ «Об учреждении почты в разных городах», который повелевал «до знатных городов по большим дорогам учинить ординарную почту, а именно, от Санкт-Петербурга до Москвы и до других городов»… В зависимости от важности городов почта должна была доставляться один или два раза в неделю исключительно для посылки указов и казенных бумаг. Этим же указом устанавливался весовой сбор с каждого почтового отправления: по полушке с золотника на расстоянии 735 верст от Москвы, «а ежели хоть 10 верст далее 735 верст, то имать по другой полушке с золотника». Почта должна была отправляться немедленно, «а именно, чтоб больше часа или двух часов оную не задерживать»; чтобы не было остановки при смене лошадей, ямщики, подъезжая у яму, громко свистели. На такой свист из двора тотчас выводили свежих лошадей. Продолжительные остановки при смене лошадей были недопустимы. Царь Петр 1 решил было сломать древнюю традицию: наряду с другими преобразованиями, по европейскому образцу, стал внедрять почтовый рожок в России, однако новшество приживалось с великим трудом. По российским дорогам по-прежнему мчались почтовые и курьерские подводы с лихим посвистом и криками: «Эй, родимые, грабят!». Почта должна была доставляться в указанные часы и под расписку. [1, ст. 3691]

Возникновение почтовых станций на территории Курской губернии, заменивших собой прежние «ямы», связано с опубликованием указа Сената от 22 февраля 1733 года «Об учреждении от Курска до Малороссийского рубежа почтовых станций», который гласил: «… от Курска до Малороссийского рубежа почту учредить и поставить на каждой станции почтовых по 3 подводы из Ямской канцелярии немедленно». Все указы и прочие пакеты из Санкт-Петербурга должны доставлять «с великим поспешением денно и ночно». [2, ст. 6332]

Отсутствие регулярного почтового сообщения между городами не лучшим образом сказывалось на решении многих дел государственной важности, поэтому 24 июля 1740 года был объявлен новый Указ «Об устройстве почт в губерниях и провинциях» [3, ст. 8182] с тем, чтобы «способы к пересылке писем всякому свободны были». С принятием этого указа не только казенные ведомства, но и частные лица могли обмениваться корреспонденцией.

При императоре Петре III на станциях стали устраивать почтовые дворы – своеобразные гостиницы с трактирами. А продавали на тех дворах «виноградные вина, полпиво, водку Гданскую и Французскую, кофе, чай и кушанье». [4, ст.11565] Существенные улучшения почтовой службы начались в годы царствования Екатерины II. Предпринятое ею в 1787г. путешествие из Санкт-Петербурга на юг России и обратно в немалой степени способствовало улучшению российских дорог. Именно в годы царствования Екатерины II были подписаны указы о составлении примерной почтовой карты всех дорог, об обязанностях лиц при отправлении почты и др.

А среди жителей слободы Ямской из уст в уста передавались рассказы о том, что когда в Ямскую слободу въехала Екатерина II, ямщики выпрягли лошадей и на себе везли императрицу по шляху верст 10. Довезли ее до конца леса Бугор. Екатерина II щедро наградила ямщиков: прислала им жалованную грамоту на землю и лес по обе стороны шляха до того места, куда ее довезли. [5, с.23] Большое значение для губерний, и в частности для Курской, имел Указ от 1 марта 1781 года «Об учреждении почт для сообщения между городами уездными и губернскими». [6, ст. 15127] В указе говорилось, что генерал –губернаторы должны устроить почты «для сообщения между городами губернскими и уездными и между сими последними… во вверенных им наместничествах, следуя примеру, как таковые почты в Малой России и в Белоруссии заведены»… Следуя этому указу, в 1782 году по предложению Орловского и Курского генерал-губернатора Александра Александровича Прозоровского была учреждена в Курске губернская почта для связи с губернскими и уездными городами. [7, л.172 об.]

Через Курск и Обоянь пролегал в те времена Белгородский тракт, по которому переправлялась государственная или так называемая, генеральная почта. Из уездов к Курску почта доставлялась по трем дорогам через Обоянь: из Белгорода, Богатого, Нового Оскола; по двум дорогам через Льгов; из Суджи и из Путивля через Рыльск; через Щигры и Тим из Старого Оскола и, наконец, из Дмитриева, что на Свапе, через Фатеж. [7, л.172 об.]

Государственная почта переправлялась из Москвы по трем дорогам: по Белгородской – от Тулы к Харькову через города Мценск, Орел, Курск, Обоянь и Белгород; по Киевской дороге – от Калуги к Глухову через города Болхов, Карачев, Севск; и по Воронежской дороге – от Тулы к Воронежу через Елец. [7, л.172]

Почта доставлялась в определенные дни и часы, из Москвы в Курск, например, 2 раза в неделю по субботам и воскресеньям. Отправкой внутренней почты занимались почтмейстеры, там же, где их не было, эта обязанность возлагалась на городничих. Однако, по мнению Курского генерал-губернатора Беклешова это отвлекало последних от «настоящей их должности и дел прямого звания», поэтому он предлагал ввести в городах должность почтмейстеров или экспедиторов, или же, по крайней мере, писарей. Средства на их содержание должен был выделить Московский почтамт, в чьём ведении находился губернский почтмейстер. [7, л.175]

Для вновь учрежденных почтовых контор и экспедиций строились почтовые дома – деревянные или каменные, а зависело это во многом от того, насколько развиты были промыслы в той или иной местности и от количества людей, занимавшихся коммерцией, для которых «почта нужна была и которые взаимно и для почты более выгодны – были». Так, в Белгороде, Мценске надлежало построить «прочные каменные почтовые дома», а вот при строительстве почтовых домов в Севске, Брянске, Болхове, Ельце, Рыльске, Старом Осколе необходимо было учитывать стоимость строительных материалов, рекомендовалось, впрочем, отдавать предпочтение каменным строениям. В Кромах, Ливнах, Тиме почтовые дома не предусматривались. [7, л.176] В этих городах отправка почты, как и сами лица, ею занимающиеся, находились под присмотром городничих.

Своевременная доставка почты во многом зависела от количества лошадей, поставляемых для её перевозки. По Московскому тракту, например, от Мценска до Курской границы на каждой станции содержалось по 12 лошадей, а по Курской губернии до Белгорода – по 16 лошадей на каждой станции. [7, л.180] В основном для перевозки почты использовались ямские лошади, за что ямщики освобождались от подушного оклада.

К началу Х1Х в. существовала четкая иерархическая подчиненность почтовых учреждений: высшими органами являлись почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, губернским – уездные; низшей ступенью местного почтового управления были почтовые станции. К 1786 году в Курской губернии их насчитывалось 73. Император Павел I своим Указом от 27 января 1800 года [8, ст. 19255, 19399] закрепил подчиненность Курской губернии за Малороссийским почтамтом. Все дальнейшие изменения почтовой службы были связаны с проводимыми реформами начала Х1Х столетия.

Людмила ЛАСОЧКО

Опубликованно в сборнике "События и люди в документах курских архивов. 110-летию архивной службы Курской области посвящается". Выпуск XI. 2013 г.


Источники и литература

1. ПСЗ. Вып. 1. Т. 6

2. То же. Т. 9

3. То же. Т. 11

4. То же. Т. 15

5. Ефременко С.Н. Слобода Ямская г. Курска. Курск. 1928.

6. ПСЗ. Т. 21

7. Государственный архив Курской области. Ф. 26. Оп. 1. Д. 164

8. ПСЗ. Вып. 1. Т. 26


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
16.10.2013 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову