КУДА "УЛЕТЕЛИ" БЕЛЫЕ АНГЕЛЫ

автор: Н.САФОНЕНКО

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ КУПЦОВ ГЛАДКОВЫХ

Наверное, каждый, кто бывал на Никитском кладбище не мог не обратить внимание на два величественных памятника, выполненных из черного мрамора, на которых выбиты интересные надписи: «Здесь погребено тело потомственной Почетной гражданки курской 2 гильдии купчихи Анны Федоровны Гладковой, скончавшейся 1851 года 31 февраля. Жития ей было 75 лет и 6 дней. Вдовствовала 40 лет и 4 месяца», «Под сим камнем погребено тело курского 2 гильдии купца Антона Петровича Гладкова, скончавшегося 27 апреля 1827 года. Жития ему было 27 лет и 2 месяца». Виктория Николаевна Лунина – потомок древнего купеческого рода Гладковых, проживает ныне в Курске вместе с младшей дочерью. Ее предки, похороненные на Никитском кладбище, являлись одними из самых известных и влиятельных купцов 19 века.

Могилы купцов Гладковых

- Основанием для принадлежности к разряду гильдейского купечества служило объявление капитала соответствующего размера. Для записи во вторую гильдию необходимо было объявить капитал от 5 000 до 10 000 рублей. Раньше на надгробных плитах обязательно указывали, к какой гильдии относится купец, сколько лет и месяцев прожил. Если умершая являлась вдовой, то сколько лет она вдовствовала, - пояснила Виктория Николаевна.

- А ваша прапрабабушка Анна Федоровна действительно умерла 31 февраля?

- Безусловно, эта дата многих вводит в заблуждение, ведь ни по старому, ни по новому календарю 31 февраля нет. Возможно, это ошибка резчика, а быть может, таким образом хотели привлечь внимание людей к своей персоне и после смерти. Как бы то ни было, но благодаря этой дате в 20-е годы памятник не снесли.

- Ваши предки являлись Почетными гражданами Курска, за какие заслуги?

- Как вы понимаете, такое звание могли получить люди только за особые выдающиеся заслуги перед городом. Все купцы Гладковы занимались благотворительностью и меценатством. В частности, на средства моей прапрабабушки была построена инфекционная больница им. Семашко, первоначально носившая имя Гладковой. Коренная Пустынь от моих предков получила в дар крупные земельные владения и мукомольную мельницу. Жертвовали деньги и на ремонт церквей, например, десять тысяч рублей Гладковы отдали на ремонт Ильинской церкви (что напротив «Курскпромбанка»). За это император Николай II наградил их золотой медалью.

В начале 19 века лишь около пяти купеческих фамилий было в списке жертвователей – и Гладковы среди первых. Своим долгом считали они заботу о бедных и страждущих. Жертвовали предки Виктории Николаевны деньги и на «воинские потребности» в связи с Крымской войной.

Имелась у Гладковых огромная библиотека (около 60 тысяч книг), где хранились ценные и редкие книги. По наследству она перешла виктории Николаевне. Под библиотеку сейчас у нее отведена целая пристройка к дому. Внутри же дома сохранилирсь старинная мебель, часы, кухонные принадлежности. Глядя на все это, будто переносишься в 19 век и ощущаешь атмосферу того времени.

- Чем торговали Ваши предки?

- Гладковы были одними из немногих курских оптовых торговцев. Торговали в основном пушным товаром. Также имели свое производство по пошиву верхней одежды. Насколько я знаю, моему предку, городскому главе, Ивану Васильевичу Гладкову принадлежало семь лавок в большом гостином ряду, сапожном и овощном на Московской улице (ныне Ленина).

- А где жили купцы Гладковы?

- У них было несколько домов в Курске. Как правило, это были каменные двухэтажные особняки. В частности, один из них стоял на углу улиц Московской и Чистой (Ленина и Кирова). Там располагались торговые лавки. А в доме на углу улиц Сергиевской и Троицкой (М.Горького и С. Саровского) – ныне медицинский колледж – они жили. В этом доме и умер Антон Петрович, что похоронен на Никитском кладбище.

- До того, как вы установили на его памятнике крест, там торчал металлический стержень…

- Да, многие обращали на это внимание. Раньше этот памятник венчало массивное скульптурное изображение белых ангелов с крестом, которые и крепились на этом стержне. Когда хоронили одного из известных военночальников, то понадобился мрамор (ангелы были выполнены из дорогого в то время материала), который самовольно и сняли с его могилы.

- У вас осталось чувство обиды?

- Тогда время было такое. 1943 год. Идет взять война. Погибает герой-освободитель Курска. Нужен на памятник мрамор. Ну, где его взять тогда было? Вот и пошли на такое. Больше обидно за другое: война давно закончилась, но почему-то до сих пор у курян нет уважения и памяти к тем людям, которые в свое время так много сделали для нашего города.

Таких памятников у нас в Курске осталось очень мало, единицы. Их сносили при советской власти, считая «буржуйскими», во время войны снимали мрамор и плиты переделывали на скорую руку для своих героев. Ну а в наше время о них просто забыли. Неужели сегодня мы не в состоянии сохранить хотя бы эту малую частичку истории нашего края?


Надежда Плевицкая "Дежкин карагод. Воспоминания":

«В те годы в Курске, рядом с монастырем, на Сергиевской улице, стоял большой особняк миллионера, купца Гладкова…

В доме миллионера челяди много, три горничных, лакей, повара, кучера, прачки. Меня приставили к хозяйской дочери Наденьке, барышня моих лет. Наденька, тезка моя, черноглазая, на вид цветущая девушка, но в доме все дрожали над ней, считая почему-то за хворую…

Дом важный, богатый, но я скоро привыкла. Пожилая хозяйка, полная купчиха, была со мной ласкова. Бывало, Наденька, та прикажет подать экипаж и едет по беднякам пособия раздавать.

Сам хозяин дома, Николай Васильевич Гладков (внук Антона Петровича), высокий и грузный купчина, человек был неплохой, но имел привычку досадную: как ни пройдет мимо, обязательно ущипнет. Я первый раз вблизи видела такого важного барина и думала:

- Барин, а щиплется, неужели все они таковы?»

Опубликованный на сайте материал дан в авторской редакции, специально для сайта www.old-kursk.ru


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
11.12.2006 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову