ОБНАРУЖЕНО В АРХИВЕ

автор: А. ТРАВИНА

• Как известно, водопровод в Курске был построен и начал функционировать в 1873 году, снабжая лишь центральную часть города. Но переговоры о его сооружении начались гораздо раньше и безуспешно длились долгие годы. В итоге было вынесено и доложено в Петербург окончательное суждение: в связи с тем, что ростовский мещанин Ватман, которому предполагали доверить постройку водопровода в Курске, скрылся в неизвестном направлении, что средств у города нет и что, наконец, "недостатка воды обывателями не ощущается", производство изысканий прекратить и всякую переписку по этому вопросу закончить. Горожане еще долго продолжали брать воду из колодцев или из Тускари, где она уже тогда не отличалась чистотой...

• 100 с лишним лет назад в Курске опасались велосипеда почти так же, как сейчас - автомобиля. Существовавшими правилами допускалась езда по городу только на низких, безопасных велосипедах (очевидно, "высокие" - это те архаичные конструкции, где переднее колесо было огромным, и велосипедист сидел на высоте больше полутора метров). Разрешалось пользоваться велосипедами лишь тем лицам, которые прошли испытание в комиссии, состоящей из двух членов комитета Курского общества велосипедистов и одного полицейского чиновника.

• В целях безопасности правила запрещали быструю езду наперегонки, предписывали держаться правой стороны, а объезд пешеходов и экипажей делать только с левой, ни в коем случае не нервировать лошадей, при езде группой двигаться только в затылок друг другу, не злоупотреблять сигналами звонков. Не забыли составители и о нравственности горожан, включив пункт о воспрещении езды по улицам в трико и гоночных костюмах. Усилиями общества велосипедистов в Курске был устроен циклодром, на котором проходили тренировки и показательные гонки в присутствии зрителей. Члены общества носили форменную одежду и значки. В уставе, утвержденном министром внутренних дел 11 июля 1892 года, отмечалось, что велосипедная езда - это "удобный, приятный и практичный способ передвижения", а также "полезное лечебное средство", и посему надо содействовать ее развитию и заботиться об удешевлении велосипедов. Очень современно звучат аргументы столетней давности в пользу велосипеда, особенно в условиях нарастания дефицита общественного транспорта...

• Из "Географических известий", составлявшихся Российской академией наук по инициативе М. В. Ломоносова известно, что в 1765 году в Курске имелось всего двадцать девять каменных домов, остальные были построены из дерева. Не удивительно, что в городе часто случались пожары. Особенно большой пожар, опустошивший значительную часть города, произошел в августе 1781 года.

• Губернатор Прозоровский, судя по всему, больше, чем другим, посочувствовал купцам. Он писал об этом пожаре: "... в то время истреблены огнем во всех рядах каменные и деревянные лавки, и достойное сожаления купечество, по наглости бурного пламени, спасти всех товаров не успело".

• Пожар послужил поводом к перепланировке города. В феврале 1782 года был "высочайше конфирмован" (утвержден) новый план. Планировка центральной части города - геометрически точно пересекающиеся улицы - сохранилась до наших дней...

Материал опубликован в газете "Городские известия" (Курск) от 14.02.2010 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
25.02.2010 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову