СОКРОВИЩА ДВОРЦА-УСАДЬБЫ "МАРЬИНО"

автор: Е.КОНЧИН

Один из кабинетов дворца с коллекцией картин и оружия.
Фото 1909 года.

После революции 1917 года Дворец перешел в ведение местного Волостного Совета. Все что могло пригодиться в крестьянском хозяйстве - мебель, посуда, одежда, белье, светильники, запасы еды - было реквизировано. В это же время потерялся след ювелирных украшений - золота, бриллиантов. В конце марта Рыльск и Ивановское заняли немцы. До Марьино оставалось 3 версты. Льгов стал центром матросов -анархистов, к власти во Льговском Совете пришли эсеры.

В Москве было принято решение - национализировать и вывезти все, что осталось. После вывоза художественных ценностей специальными эммисарами Коллегии по делам музеев при Наркомпросе и помещения их в основное хранилище Государственного музейного фонда у Красных ворот столицы в 1922 - 1928 годах они разошлись по музеям Москвы и других городов страны. А после распада СССР - оказались за границей.


Портрет И.И. Барятинского в молодости.
Художник Ф.С. Рокотов. 1780 г.

Наиболее значительные произведения, бесспорно, остались в Москве. Несколько картин хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее, в том числе и "Портрет И. И. Барятинского", написанный Ф. С. Рокотовым. Здесь же и лучшие картины выдающегося живописца конца XVIII - начала XIX века, родоначальника городского пейзажа в русской живописи, академика Ф. Я. Алексеева "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" (в 1930 году передан в Ивановский художественный музей), "Соборная площадь в Московском Кремле" и "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Академии художеств". Он не только стал первым художником - певцом Петербурга, но "сделал многое для отображения пестрого и живописного облика старой Москвы, способствовал пробуждению художественного интереса к древнерусской архитектуре".

Первую книжку об Алексееве выпустил в 1945 году Александр Митрофанович Скворцов, активный член коллегии. Вероятно его интерес к творчеству живописца возник именно в 1918 году, когда он впервые увидел его работы, привезенные из Ивановского. И, как мне кажется, именно эти произведения Скворцов описал с особенной глубиной и полнотой.

"Портрет М. И. Кочубей" принадлежит кисти англичанки Христины Робертсон, приехавшей в 1844 году в Петербург. Ее картины красивы, элегантны, превосходны по колориту. "Портрет М. И. Кочубей" - из лучших работ ее русского периода. И по достоинству она оказалась в Третьяковке. Здесь же находится ныне "Портрет И. И. Барятинского", написанный в 1800 году французской художницей Элизабет Виже-Лебрен, молодой, красивой, талантливой женщиной, портретисткой королевы Марии Антуанетты. Она провела в России несколько лет и пользовалась большим успехом. В Петербурге жила на Дворцовой площади. Посетила и Москву, которая ее потрясла и покорила. "Мне кажется,- писала она,- что я въезжаю в Исфагань, настолько Москва отличается от всего, что существует в Европе. Чтобы иметь понятие о Москве, надо ее видеть".

Портреты, за которые Виже-Лебрен брала по 3 - 4 тысячи рублей - деньги по тем временам баснословные! - порой чрезмерно нарядны, манерны или нарочито просты, но почти всегда искусно написаны. Барятинские творчество блестящей француженки почитали. И. И. Барятинского она писала дважды. Оба портрета экспонировались в 1905 году на портретной выставке в Таврическом дворце. В Марьине также хранился ее кисти "Портрет вел. кн. Елизаветы Алексеевны", жены Александра I (теперь - в Курской картинной галерее).

Кстати, с портретом И. И. Барятинского связана запутанная, до сего времени мне непонятная история. В "Подробном словаре гравированных портретов" Д. А. Ровинского упомянут его портрет, написанный Левицким. Он принадлежал С. И. Васильчикову и экспонировался на портретной выставке 1870 года. Далее Ровинский сообщает, что портрет сфотографирован и представлен в альбоме, выпущенном тогда же А. М. Аушевым. Однако в каталоге выставке портретов исторических лиц, составленном П. Н, Петровым в том же 1870 году, указан "Портрет И. И. Барятинского", написанный Левицким ("высотой 16 вершков, шириной 12 вершков"), но из собрания кн. С. И. Барятинского в Петербурге. Итак, кто же был владельцем картины Левицкого - С. И. Васильчиков или С. И. Барятинский? Правда, Ровинский выпустил первый том своего словаря в 1886 году, и, конечно, за предыдущие пятнадцать лет картина вполне могла перейти из собрания С. И. Барятинского в руки С. И. Васильчикова. Но смущает меня еще вот что: я хорошо изучил "древо" Барятинских, но не нашел в нем С. И. Барятинского...

Надеюсь, что все разъяснит альбом Лушева. Беру его в библиотеке, открываю нужную страницу, где помещен указанный Ровинским "Портрет И. И. Барятинского" кисти Левицкого, вижу его портрет, но только... кисти Виже-Лебрен?! Тот самый, который находится сейчас в Третьяковской галерее. Что это - напутал Петров, а за ним и Ровинский, приписав картину французской художницы Левицкому? Однако размеры "холста Левицкого", указанные Петровым (высота 16 вершков, ширина 12 вершков), не совпадают с размерами другого "Портрета И. И. Барятинского" этой художницы. Однако после таврической выставки произведение исчезло, и ныне его местонахождение неизвестно.

Существовал ли вообще "Портрет И. И. Барятинского", написанный Левицким? Советуюсь с сотрудниками Третьяковской галереи - они ничего о нем не знают. Конечно, это отнюдь не означает, что такой картины не существовало... Еще С. П. Дягилев отмечал: "...должен оговориться, что их (достоверных произведений Левицкого. - Е. К.) известно гораздо меньше, чем можно было предполагать, имея в виду популярность и плодовитость художника".

Загадка остается нераскрытой... . Какие еще работы из собрания Марьина попали в Третьяковскую галерею? "Портрет Ф. Гольштейн-Бека", написанный в 1798 году Жаном-Лораном Монье. Живописец французского двора. Член Парижской академии. С 1802 года живет в России, академик, профессор Петербургской академии художеств. Умер в России в 1808 году. Его произведения отличаются красивым колоритом, бархатистым тоном и пользовались завидной популярностью. А еще, если судить по инвентарной книге филиального отделения Государственного музейного фонда, в Третьяковку передаются "Портрет М. Ф. Барятинской", Гармаго, "Портрет А. И. Барятинского ребенком" В. Шардона, "Казаки" итальянского баталиста и пейзажиста второй половины XVIII века, члена Французской королевской академии Франческа Казановы (между прочим, брата авантюриста, автора знаменитых "Мемуаров Казановы"); правдивые, но несколько жесткие по живописи картины немецкого портретиста берлинского профессора Франца Крюгера. Он был любимцем русского императора, поэтому сделал массу портретов его семейства и представителей родовитой аристократии. Первые красавицы Петербурга оспаривали друг у друга честь ему позировать. Несколько раз приезжал в Россию. Заработал звание придворного живописца, потомственное дворянство и немалый капитал.

В коллекции Третьяковской галереи и две превосходные акварели А. Орловского "Черкес верхом" (1818 г.) и "Всадник персианин" (1819 г.) Они из лучших работ кавказской серии Марьина. Александр Осипович Орловский, человек легендарный, романтический, интереснейшей судьбы. Участник польского восстания 1794 года, бродяга и путешественник, он был одним из самых популярных художников в России первой трети XIX века. Славился как блестящий рисовальщик. Его "быстрым карандашом" восхищался А. С. Пушкин. Упоминал его и в поэме "Руслан и Людмила": "Бери свой быстрый карандаш - рисуй. Орловский, ночь и сечу!" Кроме того, вначале в Румянцевский музей, а затем в гравюрный кабинет музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина попали его автолитографии "Извозчичья биржа", "Базар на Сенной", "Патруль", "Черкесы", "Патруль черноморских казаков", "Франт, едущий на бричке", "Ломовой извозчик"... Листы были помещены в роскошные альбомы, помеченные 1820 годом.

В Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина поступило в 20-х годах около сорока произведений живописи и скульптуры. Прежде всего - великолепная фигура М. Ф. Барятинской, созданная Бертелем Торвальдсеном, о которой я начал свое повествование. Поступили сюда полотна французского художника первой половины XVII века, "первого живописца короля" Симона Вуэ "Благовещение", фламандца Адриана де Грифа "Битая птица", итальянского художника первой половины XVIII столетия Джованни Паоло Паннини "Руины", фламандца Виллема Габрона "Завтрак" (XVII век) - они широко известны. А холст французского живописца Ораса Берне "Кавалькада" является эскизом к его картине "Царскосельская карусель", находившейся в Гатчинском дворце. В Россию О. Берне приезжал несколько раз. Бывал на Кавказе. Знаком был с фельдмаршалом А. И. Барятинским. Писал семью Людвига Витгенштейна. Создал несколько полотен на темы русско-турецкой войны. Получил от Николая I орден Александра Невского с бриллиантами и потомственное дворянство.

Находится в музее на Волхонке и "Портрет Е. П. Барятинской", исполненный итальянцем из Вероны Пьетро Ротари, наиболее популярным портретистом в России 50-х годов XVIII века. Его портреты не лишены грациозности, живости и красоты, они отражают эпоху веселого, беззаботного и чувственного рококо. Колорит живописи свеж, приятен, серебрист, выдержан в бледно-зеленых и бледно-розовых тонах. Особенно получались у него портреты императрицы Елизаветы, за что он удостоен был "монаршей милости" - получил усыпанное бриллиантами изображение Елизаветы.

Портреты Е. А. Барятинской, урожденной Чернышевой, написаны французом А. Периньоном в Петербурге в 1853 году и знаменитым немецким художником Францем Винтергальтером, модным портретистом в России 50 - 60-х годов XIX века. Винтергальтер писал, в основном, женщин. Превосходно умел изображать шелк, бархат, кринолины, блеск и красоту декольтированных плеч и рук. Лучшие его работы - "Портрет Е. А. Барятинской", в особенности "Портрет Е. Д. Барятинской", урожденной Орбелиани, также попавший в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Портрет графини Анны Ивановны Барятинской(Толстой) с сыном
Художник Р. Лефевр. 1812 год.

Переданы туда же были работы Р. Лефевр, а, "Портрет дамы в белом" и "Автопортрет с музами" художницы немецкой школы Ангелики Кауфман (1741 - 1807 -гг.), "Натюрморт" Л. Видаля, холсты И. Кленгеля (1751 - 1824 гг.), картины анонимного автора школы Буше, других неизвестных художников XVII - XIX столетий. Вероятно, часть оказавшихся в музее произведений из Марьина в 30-40-х годах была перераспределена в республиканские и областные музеи.

Вспомним еще те 12577 гравюр и рисунков, которые с помощью Трапезникова попали в гравюрный кабинет музея. В журнале "Русское искусство" (1923, № 1) говорилось об этом поступлении, как об "исключительной по подбору и состоянию коллекции гравюр XVIII-XIX веков - русских и иностранных. Как только коллекция Барятинских станет доступной для обозрения, она, бесспорно, вновь поднимет интерес, несколько остывший за последнее время, посетителей гравюрного кабинета к собственно гравюрным собраниям последнего".

Вот какие надежды возлагались на эту гравюрную коллекцию! И конечно, не без основания, ибо в ней оказался даже альбом гравюр немецкого художника Фридриха Дюрфельдта (1765 - 1827 гг.), долгое время работавшего и умершего в России. Небольшой альбом размером 26 на 17 сантиметров. Такой знаток графики, как В. Я. Адарюков, утверждает, что он "представляет большую библиографическую редкость, так как нет больше ни в одном нашем музее". Двадцать четыре гравюры посвящены видам и жителям Петербурга и Москвы. Особенно любопытны листы, рассказывающие о Москве. Одна такая работа - "Игры простолюдинов на улице", созданная Дюрфельдтом в 1792 году,- опубликована в журнале "Среди коллекционеров" за 1923 год. Она свидетельствует о незаурядном мастерстве автора, его живом и добром внимании к быту и обычаям москвичей. Ныне этот лист помимо несомненной художественной ценности имеет и историческую значимость как свидетельство очевидца.

В графическом собрании Марьина находились также работы известного русского акварелиста К. Н. Филиппова, академика Е. О. Скотникова, В. Ф. Тимма, Р. Моргена, В. Адама, литографа Н. Брезе, Дж. Бароци, П. Берне, И.-Л. Блелера, популярного автора видов Швейцарии, Швеции и России; Ж. Диллиза, В. Ульриха, огромное количество гравюр с картин Рембрандта, Веронезе, Тициана, Рубенса, Рафаэля, Джорджоне, Хогарта, Гвидо Рени, Караваджо и других знаменитых мастеров.

Серебро Барятинских, столь подробно перечисленное в описи, поступило в Государственный Исторический музей. А также оружие, уникальное собрание часов, изделия из бронзы, фарфора, хрусталя, золотой фельдмаршальский жезл и ордена А. И. Барятинского, вещи Шамиля. И картины: "Портрет П. X. Витгенштейна" кисти знаменитого мастера Джорджа Дау, создателя широко известной портретной галереи героев 1812 года, которая экспонируется в Зимнем дворце. Он был, пожалуй, самым крупным английским художником, работавшим когда-либо в России. В Исторический музей поступили также "Портрет Л. А. Чернышева" Франца Винтергальтера, портрет Марии Деттон с дочерью, живописные отображения представителей семейств Барятинских, Чернышевых, Гольштейн-Беков, Любомирских...

"Портрет Хаджи-Мурата" стал экспонатом московского музея Л. Н. Толстого; этнографическая коллекция

Марьина ушла в Государственный музей искусства народов Востока, "Портрет А. И. Барятинского ребенком" неизвестного русского художника - в тогдашний музей игрушки, несколько редких графических листов - в музей мебели, что был на Мясницкой улице; "У переправы" Брейгеля-Бархатного и три полотна неизвестных французских живописцев XVIII столетия - в существовавшую тогда Государственную академию художественных наук, изделия из фарфора - в Кусково, "Портрет М. Ф. Барятинской в белом платье и с красным шарфом" неизвестного отечественного автора и "Военный лагерь", написанный в 1809 году В. Кибиллом,- в тогдашний музей-усадьбу Никольское-Урюпино, несколько других работ - в Московский областной музей.

Художественные ценности Марьина обогатили десятки музеев страны. Просматриваешь инвентарные книги и диву даешься, какое огромное количество первоклассных произведений вывезено было из Ивановского, как много наш народ и культура получили в результате поездки музейных эмиссаров. Ради одного лишь шедевра Рокотова или уникальной кавказской коллекции картин, или фамильного серебра Барятинских, или только архива, библиотеки, не говоря уж о золоте и драгоценностях, надо было посылать в любую глубинку, навстречу любой опасности самых чрезвычайных эмиссаров, самую ответственную экспедицию. Уверен, что в то время организаторы и участники спасения богатств марьинского дворца все же не представляли в полной мере всей важности "курской .операции" для будущего советской культуры.

В каких же еще музеях получили свое новое пристанище картины Марьина? Сразу оговорюсь, сведения об их распределении в 1922 - 1928 годах получены в основном из упомянутых инвентарных книг. Естественно, за прошедшее время всякие с ними могли произойти изменения, некоторые музейные коллекции жестоко обескровила война, другие обстоятельства...

Наибольшее число работ - почти вся кавказская живописная серия огромной исторической и художественной важности - было отправлено в Махачкалу, в республиканский музей Дагестанской АССР. По своему количественному составу, по профессиональному уровню, по разнообразию тематики, а еще потому, что авторы картин - современники, а подчас и участники кавказских событий - эта коллекция не имеет себе равных. Авторы полотен - художники именитые, и почти безвестные, и анонимные, имена которых предстояло еще определить. Конечно, полотна "Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским", "Горец на краю обрыва", "Горец с белой лошадью", "Гнедая лошадь А. И. Барятинского" исполненные Т. Горшельтом, экспонируются в дагестанском музее.

В Махачкалу попали также "Вид Гуниба" и "Вид Военно-Грузинской дороги" И. Айвазовского, "Обоз движется к Грозному" и "Вид Ханкальского ущелья", созданные в 1854 году Ф. Львовым, "Бой всадников" и "Переход горцев через реку" Ф. Байкова, "Лагерь под Гунибом" П. Александрова, "Битва в горах" С. Шукаева, "Портрет Шамиля на коне" Н. Сверчкова, "Продажа невольниц" И. Соколова (1852 г.), "Горная крепость" Ф. Франкена. И еще десятка три холстов, отображающих портреты участников кавказской войны, сражения, виды селений, пейзажи.

Естественно, невозможно привести весь внушительный список картин из Марьина, распределенных по музеям страны. Вряд ли это и нужно. Назову лишь самые значительные из поступлений. "Портрет Екатерины П" Д. Левицкого - одно из лучших произведений марьинской коллекции - ныне находится в экспозиции Ульяновского художественного музея. В 1922 году портрет выставлялся на юбилейной выставке творчества художника в Москве. Список выставочных работ составлял Грабарь. Отметил под картиной: "Из собрания кн. А. В. Барятинского в имении Ивановское Курской губернии". Вспомнил, наверное, как полотно пришло в Москву, когда и кем было спасено.

Большое живописное панно академика, ректора Петербургской академии художеств Ф. Бруни отправлено было в ростовский музей-заповедник (Ярославская область), два других - в Томский музей. Напомню, что Федор Антонович Бруни был дружен с И. И. Барятинским, который сыграл большую положительную роль в творческом его развитии. Князь Иван Иванович заказал художнику, тогда безвестному, картину "Смерть Камиллы, сестры Горация". Она была создана в 1824 году, быстро стала широко известной и прославила имя автора. За это выдающееся произведение молодой, двадцатичетырехлетний Бруни был признан "всеми художниками и знатоками", избран членом Римской академии художеств.

Полотно было выставлено в Капитолии, а затем увезено в Марьино. Русскому зрителю было показано лишь в 1834 году на петербургской выставке.

"Портрет В. И. Барятинского" К. Маковского распределен в Нальчик, "Вид Крестовского острова. Гуляние на реке" неизвестного автора - в ленинградский Русский музей, "Битва кавалеристов" итальянского мастера XVII века Бургиньона (Жака Куртуа) - в Краснодар, "Военный лагерь" Ф. Байкова - в Рязань, "Крещение римлян апостолом Петром" Д. Паннини и "Горный пейзаж" К. Тольера - в Пермскую картинную галерею, "Портрет Е. П. Гольштейн-Бек" неизвестного живописца - в Горький, "Привал кавалеристов" голландца Ф. Воувермана - в Воронеж, анонимные "Мальчик, набивающий трубку" и "Иродиада с головой Иоанна Крестителя" - в Одессу, "Портрет Е. Н. Чернышевой", копия с картины Рафаэля "Мадонна с щегленком" и "Женский портрет" А. Мурашко - в Баку, "Портрет М. Ф. Барятинский", предположительно написанный X. Робертсон,- в Симферополь, "Портрет имп. Елизаветы на коне" неизвестного мастера - в Харьков, копия с портрета XVII века "Екатерина II в шапке" - в Таганрог, "Портрет неизвестной женщины" А. Кауфман - в Ашхабад, "Коровы" художника XVII века - в Ташкент...

Но куда девался "Портрет Е. П. Гольштейн-Бек" талантливого художника Жана-Луи Вуаля? Не знаю. А жаль. Это одна из примечательных работ в портретной галерее Марьина. И живописец знатный. По заслугам прославленный в России в конце XVIII века. Его картины привлекают лиризмом, интимностью, задушевностью, его творчество в чем-то сродни искусству Рокотова или Боровиковского. И Россию любил, уважал ее народ. Но в 1793 году отказался подписать унизительную клятву отречения от своей революционной Франции и поэтому спешно покинул Петербург.

Неизвестен мне сегодняшний адрес и "Портрета В. И. Барятинского" блистательного русского акварелиста В. Гау. А еще "Дарьяльского ущелья" замечательного художника Н. Г. Чернецова, написанного в 1839 году. В инвентарной книге отыскались лишь такие строки: "Выдана по акту № 8 сотруднику музея..." Последнее слово, как ни пытался, не разобрал. "Дарьяльский" сюжет Чернецов повторял несколько раз. За первую работу утвержден российским академиком. Подобный пейзаж создал в 1830 году для А. С. Пушкина, о чем на холсте существует надпись. Он постоянно висел в кабинете поэта...

Можно продолжить этот список, но, думаю, достаточно. Однако позволю еще несколько злоупотребить читательским вниманием и назвать ряд произведений, оказавшихся в музеях Курском и Рыльском, которые имеют на эти полотна особое право.

Так работы из коллекции Барятинских послужили основой образовавшейся в 1935 году Курской картинной галереи да и теперь составляют значительную часть ее собрания. Назову самые известные: "Славильщики" Л. Соломаткина, вариант картины, находящейся в Русском музее; "Парголово" И. Шишкина, листы - "Море" И. Айвазовского и "Мужской портрет" Ф. Малявина; две работы Л. Пастернака, "Море" Л. Лагорио, упомянутый "Портрет вел. кн. Елизаветы Алексеевны" Э. Виже-Лебрен. Богато и разнообразно представлена западноевропейская живопись. Здесь такие имена, как Г. Беркгейде, Э. Пастино, Э. Вианелло, Т. Гиарди, Н. Гради, Э. Изабе, Я. Фикторс, Ф. Франкен, X. Родэ, И. Кленгель, А. Дилленс, И. Зеекатц, Ф. Мальтезе...

От художественных ценностей Марьина досталось и Курскому краеведческому музею. Здесь находятся очаровательные итальянские скульптуры, батальное полотно Т. Горшельта, "Дог" Н. Сверчкова, "Дворец в Марьино" неизвестного, но, бесспорно, даровитого крепостного живописца, а также фарфор, вазы, хрусталь, мебель из красного дерева.

И наконец, Рыльский краеведческий музей. Разговор о нем особый, ибо он сыграл роль весьма своеобразную в судьбе художественных ценностей Марьинского дворца. Музей, обязанный рождением своим и процветанием москвичам, а точнее - москвичке; музей, пользующийся пристальным вниманием московских музейщиков.

© Ефграф КОНЧИН. "Марьино". Август восемнадцатого". Курск. 2001 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК
Дворец - усадьба "МАРЬИНО"

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову