КАЗУСЫ НАШЕГО ГОРОДКА

автор: Ю.ОЗЕРОВ

ПРИЗНАЮСЬ честно, давно хотел написать об отношении современников к нашему старинному Курску. Я не собираюсь говорить ни о бессмысленном сносе дореволюционных строений, ни о "минусах" повального обложения кирпичом деревянных зданий, ни о белокаменном туалете, портящим вид Михайловской церкви с Верхней Луговой улицы, ни о новых торговых постройках, закрывающих собой то памятник воинам-афганцам, то Богословскую церковь... Просто хочется высказать ряд соображений о тех исторических несоответствиях и несправедливостях, которые появились в нашем городе в последнее время.

Не так давно довелось мне побывать на Южном кладбище. В прошлом году здесь был воздвигнут новый храм, на котором установили памятную доску с информацией о возникновении. Позволю себе процитировать первые два слова этой надписи, заставившей меня взяться за перо, гласящие:

Современная фотография Ю.В.Озерова
Царских врат Знаменского собора
image753port (200K)
Фрагмент дореволюционной открытки
с изображением Царских врат

"Сия часовня...". Стоп! А часовня ли это? Признак любой часовни - отсутствие алтаря. Здесь же, напротив, есть и алтарь, и престол, и даже скромная колокольня. Фактически мы имеем дело с обычной кладбищенской церковью...

Следующий объект - бывший дрожзавод на Тускарной улице, принадлежащий епархии, которая планирует устроить здесь гостиничный комплекс. Еще издали заметна бывшая фабричная труба (1892 год), увенчанная... главкой с крестом. Если смотреть на нее с большого расстояния, то не каждый православный воспримет ее как христианский символ. Легче будет мусульманам увидеть в ней мечеть или минарет и разочароваться, подойдя ближе. Подобное новшество есть крайне неудачное архитектурное решение, ассоциативно воспринимаемое как единство изначально противоположных сущностей - светлого христианского начала и дышащей дымом преисподней.

Многострадальный Знаменский собор. Зайдя внутрь, любой человек обращает внимание на иконостас. Над Царскими вратами присутствует следующая сокращенная надпись: "Исполни домъ бжий слава гдня". Орфографическая ошибка в третьем слове - вместо буквы "и" должна быть "i". Это можно заметить, сравнив текст с соответствующей дореволюционной открыткой, где он хорошо просматривается. Официальный богослужебный язык Русской православной церкви - церковнославянский, и его никто не отменял. Подобную орфографическую "эклектику" можно заметить и в подписях к настенным изображениям на библейские темы, поднимаясь по лестнице в верхний храм Державной Божией Матери.

О недостатках конструкции колокольни справедливо писал Виктор Крюков в статье "Храм над городом" ("ГИ" от 15 мая сего года). Хочется обратить внимание на кирпич, из которого построена колокольня. Почти на каждом можно заметить тонкие трещины. В данной связи приведем цитату из "Устава о промышленности фабричной и заводской" середины XIX века, где предъявляются следующие требования к кирпичу: "он должен иметь в разломе плотную и однообразную, мелкой сыпи без пустот массу и быть постоянен на воздухе, некоторые же роды его должны быть постоянны в огне и под водою. Наружная форма кирпича должна быть правильна, плоскости не искривлены (не горбаты)... без трещин и больших углублений, грани должны быть прямые, необитые, цвет кирпича почти ровный, несколько блестящий и звук при ударении металлический"(!)...

Еще одно заблуждение, связанное со Знаменским собором. Очень часто в современных исторических материалах о нем пишется как о кафедральном соборе. На самом же деле до революции таковым он никогда не был. По определению, кафедральным может быть лишь один приходский храм города - тот, где служит правящий архиерей. В Курске с 1833 года это был Сергиево-Казанский собор, о чем свидетельствует и надпись под его фронтоном. Знаменский был прежде всего монастырским храмом. Сейчас ситуация изменилась - главным приходским стал Знаменский собор, а Сергиевский, формально являющийся кафедральным, фактически утратил таковую функцию, ибо двух кафедральных храмов в городе быть не может.

kursk_img_6 (136K)

Несколько слов о наших памятниках, творениях скульптора Вячеслава Клыкова. Замечу, что целесообразнее была бы установка памятника Александру Невскому не в Первомайском парке, а на улице его имени, близ соответствующей доски, на углу улицы Красной Армии. А то место справедливее было бы отдать курянину Феодосию Печерскому, более чем тесно связанному с историей нашего города. Размещение памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни не представляется удачным. К Коренной он имеет отношение более отдаленное, нежели к Курску, где родился и провел свои юные годы. Лишь один раз в году во время крестного хода куряне могут лицезреть образ своего почитаемого земляка-святого. Если бы памятник находился в Курске, то эту счастливую возможность тысячи курян имели бы ежедневно. Перенесение памятника в областной центр стало бы прекрасным подарком городу в предстоящем праздновании столетия канонизации преподобного Серафима.

И еще один казус, также связанный с Коренной. С недавних пор за возрожденной близ монастыря ярмаркой закрепилось название "Коренская". Однако правильнее следует ее именовать, как и монастырь, Коренной. Именно такое ее название зафиксировано в многочисленных исторических документах, в том числе и "Полном собрании законов Российской Империи". "Коренской" же у нас была не так давно водка, повлиявшая на название возобновленной ярмарки, существовавшей не одно столетие под именем Коренной.

Хочется верить, что когда-нибудь историческая справедливость у нас в Курске восторжествует и расставит все по своим местам...

Юрий ОЗЕРОВ, краевед. (Опубликовано: "ГИ" от 12.11.2002 г.)



Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
31.07.2013 г.


Дата обновления:



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову