Николай Дмитриевич Бартрам

(24 августа 1873, Семёновка, Курская губерния - 13 июля 1931, Москва) - искусствовед, музейный деятель, коллекционер.
©автор: М.ЛАГУТИЧ

Академик игрушечных дел

Текущий год объявлен «Годом музеев». И нельзя сейчас не вспомнить о нашем земляке, выдающемся художнике, этнографе, искусствоведе, педагоге, талантливом организаторе музеев Николае Дмитриевиче Бартраме, которому на днях исполняется 140 лет со дня рождения.

Кто не знает легендарной буденовки – головного убора красноармейца? 7 мая 1918 года был объявлен конкурс на лучший проект формы для обмундирования формируемой рабоче-крестьянской Красной Армии. Председателем комиссии был назначен Н.Д.Бартрам. Он и предложил в основу головного убора красноармейца взять форму традиционного русского богатырского шлема. Поначалу этот головной убор носил название «богатырка». Первую партию в количестве 4 тысяч надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. А когда в новую форму облачили всю Красную армию, и в первую очередь конницу, она получила народное название «буденовка».

Дед Николая Дмитриевича – Эрнест Бартрам приехал в Россию из Шотландии и, поступив на военную службу, дослужился до полковника. По выходе в отставку приобрел деревеньки в Льговском уезде Курской губернии Семеновку и Анастасьевку. Его жена умерла рано, в 27 лет, и надгробный памятник из черного мрамора до сих пор стоит у стены Успенской церкви села Нижние Деревеньки.

Их сын Дмитрий с раннего детства увлекся живописью и, когда подрос, поступил в Академию художеств. Работал в мастерской художников Стрелкова и Рыбникова, затем у архитектора Шервуда при строительстве Исторического музея в Москве. Много путешествовал и привозил из разных мест чемоданы с эскизами и готовыми работами.

Но с возрастом ему все больше нравилось проводить время в родной деревеньке, вокруг которой такие замечательные пейзажи средней полосы России, заливистые трели птиц, пруды с захватывающей рыбалкой. Здесь он встретил и свою любовь – дочь соседских помещиков.

У них было четверо детей, но выжил только младший Коленька, родившийся 24 августа 1873 года. От матери он унаследовал жизнерадостность и общительность, а от отца настойчивость, упрямство, целеустремленность, любовь к труду.

Когда вырос, вспоминал кирпичный дом с зелеными ставнями, старинный парк, окрестные леса, луга, поля. Отца, работающего на токарном станке или верстаке, мастерящего шкатулки, скамеечки, столики, рамки, его чудесные акварели и все это раздаривалось соседям и крестьянам. В этом доме вплоть до последнего времени располагалась сельская школа.

Николай Дмитриевич и сам с раннего детства увлекся рисованием, поэтому о дальнейшем жизненном пути вопрос не стоял, и в шестнадцать лет он без трудностей поступил в Московское училище живописи. Уже на следующий год получил приглашение иллюстрировать книги в издательстве И.Сытина, среди которых сказки Пушкина и Аксакова. Одновременно оформляет журналы «Путеводный огонек», «Светлячок», «Потеха и дело», «Шут» и др.

Он первым придумал приложения к журналам в виде плотных листов с картинками, вырезая и склеивая которые, дети могли получать сказочные дворцы, деревни папуасов или заснеженные юрты эскимосов. В это же время он начинает изучать народное изобразительное искусство, глиняную игрушку, лубок. Получает заказы на эскизы производственных образцов для мебельных мастерских, для ткацких выполняет рисунки гобеленов, панно.

Но родная Семеновка не забывается. Набрав заказы, он на лето приезжает туда для работы, где приходят новые идеи, свежие мысли, творческое вдохновение. Иногда, между делом, заходит в мастерскую отца и вырезает для местной ребятни игрушки на сказочные темы.

Видя заинтересованность мальчишек, у Николая Дмитриевича созревает мысль организовать из наиболее смышленых мастерскую детского творчества. Ведь зимой они бездельничают, так пускай лучше к ремеслу привыкают, а если дело на лад пойдет, то и деньги в семье прибавятся. Так в его доме возникла для крестьянских детей учебная мастерская игрушечно-столярного дела. Мальчишки подрастали, осваивали мастерство, и из них же выдвигались затем свои мастера обучения.

Один из учеников, Павел Никитич Асадчих впоследствии вспоминал: «Первые месяцы учебы денег получали мало, но на второй год зарабатывать стали прилично. Слух о мастерской быстро распространился и потянулись в нее уже из дальних сел Льговского уезда. Учеников стало столько, что, как выйдем гулять на бугор, так весь и займем. Пришлось при мастерской открывать столовую. Николай Дмитриевич зайдет, одних похвалит, кто хорошо работает, другим покажет и разъяснит, как надо делать. Никогда никого не ругал».

Мастерская стала приобретать известность не только в Курской губернии, ее изделия появлялись на выставках в Киеве и Москве. В Семеновку стали приходить похвальные грамоты, дипломы, золотые и серебряные медали.

В 1904 году в Москве выходит книжечка Н.Д.Бартрама «Маленькое дело маленьких людей». В ней рассказывалось о Семеновской мастерской, обобщался опыт ее работы. В этот период и проявился педагогический талант Николая Дмитриевича. Он не просто загружал ребят работой, а старался выявить у них наблюдательность, умение самостоятельно творчески мыслить, заинтересовать в результатах своего труда, гордиться им.

Кроме поделок из дерева Николая Дмитриевича заинтересовали лепные, расписные игрушки, чаще всего свистульки пользовавшиеся большим спросом на льговских ярмарках. Он посодействовал, чтобы изделия курских крестьян были представлены на Всероссийской археолого-этнографической выставке 1902 года.

Николай Дмитриевич освоил «секреты» этого мастерства и обучил своих учеников. И дети, особенно девочки, с энтузиазмом стали лепить дам и кавалеров с румянцем во всю щеку, кошек с котятами, гордых петухов и круторогих баранов. И все это яркое, свистящее, двух одинаковых найти было невозможно.

В 1903 году Н.Д.Бартрама включают в работу Курской губернской ученой архивной комиссии.

Мастерская стала жить и работать уже самостоятельно, и Н. Бартрам все больше времени проводит в Москве, ездит по загранице, посещает музеи Франции, Германии. В Москве живет на Арбате, работает художником Московского губернского земства, организует воскресную школу и столовую для рабочих, в своей квартире дает приют революционерам.

Одновременно увлекается изучением русского народного искусства. Его привлекает родная Курская губерния, где на стыке русской и украинской культур возникло оригинальное смешение разных стилей и методов народного творчества. Объезжая села и деревни, Николай Дмитриевич собрал богатую коллекцию старинной одежды, головных уборов, вышивок, предметов быта. Он восхищался изделиями народных умельцев, отмечая, что они «… так хороши, что скупщики продают их далеко на севере, на западе добрались до Австрии, а на юге до Закавказья».

Всю собранную богатейшую коллекцию головных уборов Н.Бартрам подарил Курской губернии.

Продолжается активная пропаганда народной игрушки. В 1906 году он организует выставку «Как делают игрушки». В 1908 году следующую – «Искусство в жизни ребенка». Одновременно читает курс лекций «Игрушка в связи с художественным воспитанием». Деятельность Николая Дмитриевича приобретает широкую известность, о нем заговорила художественная, педагогическая и общественная пресса. В журнале «Огонек» писалось: «Подъем современного русского искусства не мог не захватить столь важной отрасли, как духовный мир ребенка, коллекция художника Н.Д.Бартрама целиком просится в музей».

В статьях этого периода Николай Дмитриевич пишет: «Игрушка – радость ребенка, не умеющего еще читать, она развивает его творчество, наблюдательность, приучает к образам и формам… Пройдет немного времени и от народной игрушки не останется и следа. Наша задача – сохранить и помочь в развитии этого дела».

Все его время заполняется организацией выставок, учебных мастерских, консультациями и редактированием научных трудов по народному творчеству. Квартира полностью забита экспонатами. Н. Бартрам осаждает различные инстанции с идеей необходимости создания национального центра отечественной игрушки.

Наступил октябрь 1917 года. Николай Дмитриевич, как и многие другие деятели искусства, с энтузиазмом принял новые веяния. Все вокруг пришло в движение. Он добивается организации профессионального союза работников прикладных и декоративных искусств, объединяющее художников, мастеров, музейных деятелей, учащихся профессиональных училищ и единогласно избирается его председателем. Он входит в комиссию по делам музеев Народного Комиссариата просвещения. При активном участии Николая Дмитриевича создаются новые музеи, в том числе музей-квартира Л.Н.Толстого в Москве, музей мебели и фарфора.

В конце 1918 года, когда в республике полыхает пожар Гражданской войны, бушует тиф, население страдает от голода и холода, Н.Бартрам добивается решения о создании Музея игрушки, который и по сей день функционирует в Сергиевом Посаде и является единственным в стране.

В 1920 году Н.Д.Бартрам становится действительным членом Академии художеств. В это время он выступает инициатором создания Государственного театра кукол, о чем говорит в своей книге «От игрушки к детскому театру». В своем письме к землякам Н.Д.Бартрама руководитель театра С.В.Образцов рассказал о роли Николая Дмитриевича в его биографии.

В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже Н.Д.Бартрам представлял от России свой музей, получивший почетный диплом.

Новый вид искусства вторгается в жизнь – кинематограф. Н.Бартрам решает, что и тот должен служить детям. По его сценарию режиссер Г.Л.Рошаль снимает один из первых кукольных фильмов «Приключения Болвашки». Взрослую роль в нем исполнил сам Николай Дмитриевич. Этот фильм и сейчас изредка показывают по телевидению.

В 1929 году Николай Дмитриевич открыл в Москве производственную мастерскую художественной игрушки, которой руководил до конца жизни.

О человеческих качествах Н.Бартрама так написала его сподвижник Е.Овчинникова: «Николай Дмитриевич обладал неиссякаемой энергией, был очень добрым, отзывчивым человеком. Мягкий юмор часто поддерживал в трудные минуты его самого и близких ему людей. Особо следует отметить умение Бартрама подойти к детям, пошутить с ними и сразу же завоевать их симпатии. Среди детей он был необычайно популярен и любим, музей в их представлении был неотделим от личности Николая Дмитриевича, они так и прозвали его – «Дядя Музей».

Такая бурная деятельность не могла не сказаться на здоровье. 16 июля 1931 года перестало биться сердце замечательного человека. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Однако его имя не забыто. Музей игрушки стал художественно-педагогическим и по-прежнему принимает посетителей. С его экспозициями «Детский портрет», «Русская красавица», «Русская народная игрушка», «История Родины в игрушке» знакомятся не только в десятках городов России, но и во многих зарубежных странах. В 1973 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения Н.Д.Бартрама, во многих изданиях публиковались статьи, в Музее игрушки полтора года действовала посвященная ему выставка.

Что касается бывшей усадьбы, то еще в начале 50-х годов прошлого века были целы верстак, мебель, поделки из бывшей мастерской, некоторые книги и негативы фотографий на стекле. К сожалению, сейчас уже ничего не сохранилось.

Никак не отмечено и имя Николая Дмитриевича Бартрама в Курской области.

Опубликовано: "Курская правда" 13 августа 2013 г.


Редчайший 4-х минутный фильм 1927 года о музее игрушек
«Приключения Болвашки».

Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту




Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
31.08.2018 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову