Владимир Григорьевич ШУХОВ
(14.08.1853 Грайворон Курской губ. - 02.02.1939 Москва)

автор: Ш.Гойзман

ИНЖЕНЕР С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

В.Г. Шухов

Перед читателями уже прошла целая галерея выдающихся курян-изобретателей: В. В. Петров, А. М. Снегирёв, Д. И. Журавский, М. И. Алисов... И каждый раз повествование о них сопровождалось словами "забытые изобретения" или "забытые имена". Но вот с именем Владимира Григорьевича Шухова эти слова не совместимы никак - несмотря на то, что прошло уже много лет со дня его смерти, всем инженерам и сейчас хорошо известны нефтеналивные танкеры Шухова, крекинг нефти Шухова, водотрубные котлы системы Шухова и даже шуховские башни и мосты! А если что и забыто в связи с его именем, так это то, что Шухов - наш земляк!

Да, родиной Шухова является тихий и уютный уездный городок Курской губернии с красивым названием Грайворон, стоящий на реке Ворскле. Именно там 16(28) августа 1853 года родился выдающийся инженер-изобретатель России В. Г. Шухов. А детские годы он провёл в деревне Пожидаевке - родовом имении матери. Уже в те годы проявилась его тяга к конструированию. Шести-семилетний мальчик то, используя старые трубы, устроит возле дома настоящий фонтан, то, запрудив ручей, соорудит небольшую, но отлично действующую водяную мельницу...

В 1871 году он с отличием кончает в Санкт-Петербурге гимназию, запомнившись преподавателям тем, что нашёл собственное доказательство теоремы Пифагора. Продолжил учёбу Шухов в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ), где в то время преподавали Н. Е. Жуковский, П. Н. Лебедев... Ещё будучи студентом, Шухов сделал своё первое изобретение - паровую форсунку, которую настолько высоко оценил Д. И. Менделеев, что чертёж её поместил на обложке одной из своих книг. В 1876 году Владимир Григорьевич окончил ИМТУ с золотой медалью и был премирован, как лучший выпускник училища, годичной командировкой в США. Вернувшись из командировки, Шухов поступает на работу в одно проектное бюро. Но тут летом 1877 года возвращается из США некто А. В. Бари, разыскивает Шухова и увозит его в Баку.

Этот удивительный человек столь тесно связан с судьбой Шухова, что достоин того, чтобы уделить ему пару строк: американский гражданин еврейской национальности, эмигрант из России, получивший высшее образование в Цюрихе, неизменный председатель всевозможных собраний, обществ и празднеств, прирождённый администратор. В США Бари основал собственную строительную фирму, в России в 1880 открыл в Москве "Строительную контору А. В. Бари", в конце 1895 вместе с К. Д. Арцыбушевым (дворянином Тимского уезда Курской губернии) и С. И. Мамонтовым (потомственным почётным гражданином Москвы) основал Мытищенский машиностроительный завод, предназначенный для выпуска паровозов и выпускающий в настоящее время вагоны для метро и ж.-д. вагоны. Бари познакомился с В. Г. Шуховым ещё в США на выставке в Филадельфии, для которой он строил павильоны. Именно беседы с Шуховым перевернули все планы Бари и привели его к мысли бросить своё дело в Америке и направиться в Россию.

В Баку А. В. Бари развил бурную деятельность по поиску заказов на конструкторские работы для В. Г. Шухова, а Шухов в кратчайшие сроки исполнял эти заказы. Новые идеи сыпались из Шухова, "как из рога изобилия" и "одна интересней и гениальней другой". В короткий срок он сумел разрешить многие труднейшие вопросы, связанные с добычей, хранением, транспортировкой и переработкой нефти: рассчитал и построил первый в России нефтепровод, первый в мире мазутопровод с подогревом перекачиваемого мазута отработавшим паром паровых насосов, спроектировал нефтеналивные суда грузоподъёмностью до 12 000 тонн. Стоило Владимиру Григорьевичу увидеть то напряжение, с каким работают насосы, высасывая нефть из-под земли, как он тут же предложил нагнетать под землю по параллельной скважине воздух, который сам будет выталкивать нефть из-под земли в трубопроводы (патент России № 11531 на эрлифт-насос), а ещё лучше закачивать в нефтяной пласт обыкновенную воду, которая не сжимается и не растворяется в нефти, а поэтому также будет сама выталкивать более лёгкую нефть наружу (патент России № 9783 на гидравлический дефлегматор) или помогать насосам выкачивать нефть. Революционное значение для нефтепереработки имело изобретение Шуховым дробной перегонки нефти (патент России на изобретение № 4068 "Устройство для непрерывной дробной перегонки нефти" с приоритетом от 31 декабря 1888). Памятуя крылатое выражение Дмитрия Ивановича Менделеева: "топить нефтью, это всё равно, что сжигать ассигнации", Шухов решил выделить из нефти её более тяжёлые составляющие - мазут и растворённые в ней парафин, вазелин и т. п., чтобы именно их использовать в качестве горючего. Т. к. нефть является механической смесью различных жидких веществ с различными температурами кипения, то Шухов предложил простое решение: кипятить нефть и выводить её пары по трубе-холодильнику. Пары нефти, проходя по трубе-холодильнику, будут постепенно охлаждаться и сжижаться. При этом в первую очередь сразу же в начале трубы будут сжижаться тяжёлые жидкости, например мазут, затем, далее по ходу - керосин, и в последнюю очередь, в самом дальнем конце трубы - лёгкий бензин. А для улавливания каждой из жидких фракций Шухов вмонтировал в трубу-холодильник последовательный ряд отводных патрубков в каждой из зон сжижения. В 1889 Шухов построил и сдал в эксплуатацию в Баку первую промышленную установку для перегонки нефти. Но Шухов не остановился на этом. Увидев, что мазута при дробной перегонке получается много, а бензина мало, он решил расщепить мазут химически с помощью высокой температуры и высокого давления. И вот на том же аппарате, но при новых параметрах процесса перегонки нефти, Шухов добился удвоения выхода бензина (патент России № 12926 от 27 ноября 1891 "Установка для перегонки нефти с разложением"). Сейчас во всём мире этот процесс называют "крекингом" нефти, что по-английски и означает "расщепление" нефти. Однако широкое внедрение крекинга нефти началось лишь в 1915 году, когда быстро развивающаяся автомобильная промышленность потребовала резкого увеличения ресурсов бензина, и в США были построены первые нефтеперегонные заводы. Но ещё долго в Америке шли судебные разбирательства между отдельными фирмами за монопольное право использования процесса крекинга нефти, пока, наконец, один русский инженер не указал им на настоящего автора. Когда уже в Советской России Шухов на консультации поделился с американцами некоторыми уточняющими деталями процесса, они просто "ахнули" и притащили ему в знак благодарности "толстенную пачку новеньких червонцев". И вновь "ахнули" - Шухов денег от них не взял. Консультировал, мол, по просьбе ВСНХ и в рабочее время.

Бари, окрылённый успехами Шухова, назначает его в 1880 году техническим директором и главным инженером своей инновационной "Строительной конторы". Период с 1880 по 1890 год у Шухова был наиболее интенсивным: почти каждый день - новый заказ. Именно в эти годы он одновременно работал над тремя крупнейшими проектами: кроме опередившего время на 25 лет крекинга нефти, он изобретает свои знаменитые водотрубные котлы, совершившие переворот в теплотехнике и принесшие Шухову золотую медаль на XII Международной выставке, состоявшейся в Париже в 1896 году, и составляет проект московского водоснабжения.

Каждый человек, даже не сведущий в премудростях теплотехники, твёрдо знает, что кружка с водой на плите закипит быстрее, чем ведро, тем более - громадный котёл с водой. А если поместить в огонь участок трубопровода? То, конечно, вода на этом участке тоже закипит довольно быстро. Вы, наверно, уже догадались, что Владимир Григорьевич Шухов предложил кипятить воду не в массивном котле, а в трубчатом змеевике. Паровоз с таким котлом готов был отправиться в путь уже через 20 - 30 минут после запуска топки! Выигрыш был потрясающий - производительность котлов повысилась в 2 - 3 раза. На свои первые два варианта трубчатых котлов 27 мая 1896 года Шухов получил патенты России № 15434 (горизонтальный трубчатый котёл) и № 15435 (вертикальный трубчатый котёл). Проблема совершенствования котлов занимала Шухова всю последующую жизнь: на модернизации котлов, экономайзеров и газгольдеров он получал патенты России в 1913 году, затем патенты СССР в 1926, 1927, 1934 и в 1936 году.

Неудивительно, что благодаря таланту и редкой работоспособности Шухова фирма Бари год от года процветала. Она была удостоена высшей награды - права изображения Государственного герба России на своей печати и на бланках писем.

Ушли в прошлое паровозы, ради которых в первую очередь создавались котлы Шухова, но "век пара" на этом не закончился! Как и прежде, котлы системы Шухова работают на всех тепловых электростанциях, вырабатывая пар для паровых турбин, по этому же принципу, кстати, построены системы охлаждения атомных реакторов. Изобретения Шухова продолжают нести свою трудовую вахту.

Но прошло несколько лет и Шухов вновь удивил мир! На сей раз - в области строительства. Уже в 1893 году посетители Верхних торговых рядов в Москве (ныне - здание ГУМ на Красной площади) могли любоваться шуховскими перекрытиями. Шухов так искусно спроектировал крышу, что конструкций, которые её держат, практически не видно. Вся многотонная крыша и купол площадью в 11 тысяч кв. метров выглядят столь изящными и лёгкими, что снизу они кажутся "паутиной". А в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Шуховым были продемонстрированы павильоны с уникальными висячими и арочными системами покрытий и изумительная по красоте водонапорная башня в форме кругового гиперболоида - прообраз Шаболовской. Чтобы потеснить на строительном рынке специализированные предприятия, Бари все свои павильоны выстроил бесплатно, с условием, чтобы после закрытия выставки забрать их в свою собственность. Шуховские конструкции стали "гвоздём" выставки, вызвав захватывающий интерес публики и специалистов. Позднее конструкции этих покрытий были признаны изобретениями и Шухову на них были выданы патенты России ("Сетчатые сводообразные покрытия". Привилегии № 1894 и 1895 от 12 марта 1899). Аналогично была оценена и конструкция гиперболоидной башни ("Ажурная башня". Привилегия России № 1896 от 12 марта 1899). Гиперболоидные башни, которые, на удивление всем, монтировались только из прямолинейных брусьев и не содержали ни одного гнутого элемента, нашли применение и в качестве водонапорных башен, и в качестве маяков, и в качестве корабельных мачт. Эти мачты сохраняли устойчивость даже после многих попаданий снарядов в них. Первые такие мачты были установлены на линкоре "Император Павел I" в 1903. Практичные американцы тут же начали оснащать гипнрболоидными сетчатыми мачтами и свои военные корабли.

Заботясь о надёжности и красоте построек, Шухов думал об их экономической целесообразности, подчёркивая, что "задача инженера - строить не только прочно, но и дёшево". Простыми и оригинальными были предложенные Шуховым методы монтажа конструкций с применением простейшего оборудования: ручных лебёдок, деревянных мачт и т. п. При этом темпы работ достигались поистине впечатляющие. Так, каркас мартеновской фабрики в Лысьве, состоящий из 37 рам пролётом 37 метров каждая, был смонтирован за два месяца, причём каждая рама устанавливалась в проектное положение в течение 20 - 30 минут.

В 1913 году А. В. Бари скончался. Его сыновья не унаследовали административных качеств отца, и теперь вообще всё держалось на Шухове. И, тем не менее, с I мировой войной связана ещё одна блестящая страница в деятельности инновационной строительной конторы Бари. В кратчайшие сроки Шуховым было спроектировано 40 типов подводных мин. За два месяца военного 1915 года был смонтирован дебаркадер Брянского (ныне - Киевского) вокзала в Москве, причём каждая из его арок пролётом в 47 метров и высотой в 27 метров возводилась в течение одного рабочего дня! Были созданы принципиально новые платформы для тяжёлых артиллерийских орудий - удивительное изобретение, разом позволившее и упростить конструкцию платформы, и облегчить её перевозку. "Платформу вообще не нужно куда-нибудь перевозить, - предложил Шухов, - пусть сама она и будет перевозочным устройством". Основой конструкции стал деревянный диск, на который устанавливался лафет пушки. Во время перевозки два диска, поставленные на ребро, становились задними колёсами повозки, на которую устанавливалось другое оборудование платформы. В таком виде сразу две платформы доставлялись к месту, и на это требовалось в 4 - 5 раз менее лошадей, чем прежде. Почти тут же первая партия платформ ушла на фронт. А чуть позже поступили отзывы командиров: "Платформы Шухова вполне оправдали возложенные на них надежды"...

После Октябрьской революции 1917 года у Шухова было всё: и непрерывные угрозы ареста, и "уплотнения", во время которых погибла большая часть библиотеки и архива. Но эмигрировать Шухов отказался наотрез.

Пришедшим к власти большевикам нужны были, в первую очередь, средства для прямого общения с собственным безграмотным народом, а также с пролетариями всех стран. Таким средством в те годы было только одно - радио. И поэтому 30 июля 1918 года, не взирая на то, что "отечество в опасности", большевики принимают необыкновенное решение: "Установить в чрезвычайно срочном порядке в Москве радиостанцию" с самым совершенным оборудованием. Для строительства радиобашни было выделена площадка на Шаболовке, а на конструкцию радиобашни был объявлен конкурс, который, конечно же, выиграл В. Г. Шухов. Разработанный им в феврале 1919 года проект предусматривал строительство самого высокого в мире сооружения - 9-секционной гиперболоидной башни высотой 350 метров, т. е. на 45 метров выше, чем башня Эйфеля. При этом она оказалась и втрое легче этой башни. Но даже и немногих 2200 тонн металла, необходимых для осуществления проекта в разорённой стране не нашлось, и Шухову пришлось "урезать" конструкцию. В окончательном варианте башня была запроектирована высотой в 150 метров.

Башня была уникальна не только своей конструкцией. Уникален был и "телескопический" метод её монтажа, дававший возможность до 80% всех работ производить на земле и совершенно отказаться от лесов и сложного подъёмного оборудования. Использовались только простейшие приспособления в виде полиспастов и деревянных двуног. Все секции монтировались на земле, внутри первой секции, после чего поднимались в проектное положение, подобно тому, как выдвигается подзорная труба. Монтажникам оставалось только скрепить установленные друг на друга секции. Строительство шло круглый год: и в жару, и в дождь, и в суровую стужу, когда костюмы верхолазов покрывались коркой льда. "Она росла, как своеобразный призрак - высокая, бесплотная и очень таинственная. Эта таинственность была многообещающей...", - вспоминал полярный радист Э. Кренкель. И тут, когда строительство уже подходило к концу, случилось страшное: обвалился и сорвался вниз четвёртый ярус, придавив и искорежив уже почти собранные внизу последующие секции. Пострадали и возведенные ярусы. Изумительная фантазия Шухова в один миг превратилась в груду металла. Что это, если не вредительство? ЧК тут же начала следствие. Но, к счастью, выводы экспертов были однозначны: проект безупречен, монтаж безупречен, причина аварии - дефект металла, приведший к усталостным явлениям. Оттого и приговор Шухову вынесли мягкий - "условный расстрел". А потом сразу заторопили Шухова: строительство нужно завершить скорее, к началу Генуэзской конференции. 19 марта 1922 года башня была сдана в эксплуатацию. На ней установили необходимую аппаратуру, а в сентябре состоялась и первая радиопередача: концерт русской музыки с участием Надежды Обуховой.

Радиостанция на Шаболовке долгие годы оставалась одной из самых мощных в Европе и самым высоким сооружением в России. Перед войной её изящные конструкции выдержали нелёгкое испытание: за трос, соединяющий башню с соседней мачтой, зацепился самолёт. Машина рухнула, а башня устояла на месте. Так сама жизнь подтвердиладавние выводы экспертной комиссии: и проект безупречен и монтаж безупречен.

Как-то получилось, что в послевоенные годы башня стала символом телевидения, "приватизировавшего" себе одно из чудес шуховского гения, значение которого, конечно, неизмеримо выше: Шуховская башня не только и не столько символ телевидения, сколько символ величия российской инженерной мысли!

Во второй половине 1920-х Шухов восстанавливал разрушенные мосты, построил около 500 новых мостов, в частности, через такие реки, как Волга, Ока, Енисей, прокладывал магистральные нефтепроводы, строил цеха заводов-гигантов, поднимал затонувшие суда... И среди этих работ - одна уникальная - выпрямление минарета медресе Улугбека в Самарканде. За период с 1888 по 1938 год в царской России и в СССР Владимир Григорьевич получил всего 17 патентов на изобретения - большинство своих многочисленных изобретений Шухов считал патентовать нецелесообразным.

Незадолго до кончины в 1920 году мать Шухова во сне ясно увидела семейный склеп и в нём - объятого пламенем сына. Спустя 19 лет её страшное предсказание сбылось. Шухов погиб в результате несчастного случая. Случайно пролив на рубашку одеколон, он опрокинул свечу. Ожоги были сильны, но он прожил ещё 5 суток, ни на минуту не теряя человеческого достоинства, ни даже чувства юмора. Умер Шухов 2 февраля 1939 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве на здании НИИ "Проектстальконструкция" (бывшее бюро А. В. Бари) и на доме, где жил Шухов, установлены мемориальные доски. Именем Шухова в Москве в 1963 году названа улица в районе Шаболовки. В г. Белгороде имя Шухова носит Белгородский государственный технический университет. На родине Шухова в г. Грайворон Белгородской области его именем названа одна из улиц и городской сад. Начиная с 1990-х, в России ежегодно проводится конкурс им. В. Г. Шухова на звание "инженер года". В 2002 году его лауреатами стали четверо курян: директор научно-технического центра ЗАО "Курскрезинотехника" А. Яковенко, гл. инженер ОАО "Электроаппарат" П. Ишков, начальник КБ завода "Прибор" Т. Чаплыгина и директор института экологической безопасности М. Рудник.


НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И ИЗОБРЕТЕНИЯ В. Г. Шухова

  1. В. Г. Шухов. Механические сооружения нефтяной промышленности. 1883 г.
  2. В. Г. Шухов. Установка для дробной перегонки нефти. Привилегия России № 13200 от 31.12.1888 (соавтор Ф. Инчик).
  3. В. Г. Шухов. Эрлифт-насос. Привилегия России № 11531 за 1889.
  4. В. Г. Шухов. Гидравлический дефлегматор. Привилегия России № 9783 от 25.09.1890 (соавтор Ф. Инчик).
  5. В. Г. Шухов. Установка для перегонки нефти с разложением (крекинг-процесс). Привилегия России № 12926 от 27.11.1891 (соавтор С. Гаврилов).
  6. В. Г. Шухов. Насосы прямого действия и их компенсация. М. 1894 г.
  7. В. Г. Шухов. Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности. М. 1895 г.
  8. В. Г. Шухов. Трубчатый паровой котёл. Привилегия России № 15434 от 27.06.1896.
  9. В. Г. Шухов. Вертикальный трубчатый котёл. Привилегия России № 15435 от 27.06.1896.
  10. В. Г. Шухов. Насосы прямого действия. Теоретические и практические данные для расчета их. М. 1897 г.
  11. В. Г. Шухов. Стропила. Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм. М. 1897 г.
  12. В. Г. Шухов. Сетчатые покрытия для зданий. Привилегия России № 1894 от 12.03.1899. Кл. 37а, 7/14.
  13. В. Г. Шухов. Сетчатые сводообразные покрытия. Привилегия России № 1895 от 12.03.1899. Кл. 37а, 7/08.
  14. В. Г. Шухов. Ажурная башня. Привилегия России № 1896 от 12.03.1899. Кл. 37f,15/28.
  15. В. Г. Шухов. Водотрубный котёл. Привилегия России № 23839 за 1913. Кл. 13а, 13.
  16. В. Г. Шухов. О деревянных трубопроводах. "Нефтяное и сланцевое хозяйство", № 5 - 8. 1921 г.
  17. В. Г. Шухов. Расчет нефтяных резервуаров. "Нефтяное и сланцевое хозяйство" № 10. 1925 г.
  18. В. Г. Шухов. Водотрубный котёл. Патент СССР № 1097 за 1926. Кл. 13а,13.
  19. В. Г. Шухов. Водотрубный котёл. Патент СССР № 1596 за 1926. Кл. 13а, 7/10.
  20. В. Г. Шухов. Воздушный экономайзер. Патент СССР № 2520 за 1927. Кл. 24к,4.
  21. В. Г. Шухов. Устройство для выпуска жидкости из сосудов с меньшим давлением в среду с большим давлением. Патент СССР № 4902 за 1927. Кл. 12g,2/02.
  22. В. Г. Шухов. Подушка для уплотнительных приспособлений к поршням сухих газгольдеров. Патент СССР № 37656 за 1934. Кл. 4с, 35.
  23. В. Г. Шухов. Приспособление для прижатия к стене резервуара уплотнительных колец для поршней сухих газгольдеров. Патент СССР № 39038 за 1938. Кл. 4с,35
  24. В. Г. Шухов. Приспособление для прижатия к стене резервуара уплотнительных колец для поршней сухих газгольдеров. Патент СССР № 39039 за 1938. Кл. 4с,35

"Городские Известия" от 08.06.04 и от 29.06.04

Опубликованный на сайте материал дан в авторской редакции, специально для сайта www.old-kursk.ru


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту




Читайте новости
поддержка в ВК


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову