автор: В.СТЕПАНОВ

СЕРГИЕВО-КАЗАНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Середина восемнадцатого столетия ознаменована в России торжеством пышного и блестящего архитектурного стиля барокко. В это время архитектор В. В. Растрелли, ярчайший представитель этого стиля, создает свое лучшее творение -"Зимний дворец", - вершину своего творчества, символизирующую расцвет русского барокко.

Эти года совпали с началом строительства в 1752 году в Курске приходской Казанско-Сергиевской или, как тогда говорили прихожане, Сергиевской церкви, нынешнего Сергиево-Казанского кафедрального собора, настоящей жемчужины курской архитектуры.

... Еще при подъезде к Курску с востока, в синеющей дали на живописном крутом и высоком холме у берега реки Тускарь, над самым обрывом, величественный собор высится как большой и стройный бело-голубой корабль, силуэт которого не подавляет даже высотный корпус гостиницы "Курск", возведенный неподалеку. Если же вы стоите рядом с собором, он настолько высок, что теснота перекрестка улиц М. Горького и Можаевской непременно заставит вас круто закинуть голову вверх, чтобы лучше рассмотреть луковичной формы темно-синие главки с яркими золотыми звездами... Нарядный в своей расцветке, богатый в отделке интерьеров, праздничный - таким предстает перед нами этот архитектурный шедевр.

Издавна авторство здания собора приписывают В. В. Растрелли, а в седьмом томе "Живописная Россия", изданном в начале 19-го века, под фотоснимком, как там сказано "Казанского собора", говорится, что здание сооружено по плану знаменитого Растрелли. Однако, сам архитектор в составленном им списке своих работ кроме построек в Петербурге, Прибалтике и в Москве упомянул лишь Андреевский собор в Киеве. Архивных документов, подтверждающих, что курское здание Сергиево-Казанского собора построено по чертежам В. В. Растрелли нет.

Но не случайно В. В. Растрелли стал законодателем российской архитектурной моды середины 18-го века, той моды, которая отразила в торжественных и нарядных архитектурных ансамблях России национальное осознание возросшей мощи государева, подъем новой культуры. В столице или в провинции здание в "растреллиевском стиле" становилось критерием великолепной постройки и не случайно большинство российских строительных мастеров сороковых - пятидесятых годов 18-го века работали, подражая манере великого архитектора. Известно и то, что вокруг Растрелли группировался целый ряд архитекторов, громадный коллектив живописцев-декораторов - они разносили по России творческую манеру прославленного архитектора.

В Сергиево-Казанском соборе многое напоминает характерные приемы зодчего: плановое и композиционное сходство с растреллиевскими постройками, нарядные оконные наличники, колонны непосредственно примыкают к массивам стен; группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают системами вертикалей углы играни объемов здания; на пилястрах, вместо завершающих капителей помещены картуши. Такие же картуши имеются на фонаре купола собора.

Сергиевская церковь была построена на месте сгоревшей дотла одноэтажной деревянной приходской церкви во имя Сергия Радонежского. Отсюда и старое название улицы, на которой стоит церковь - Сергиевская, отсюда и название нынешнего собора. Тогда, после гибельною сожжения церквушки, прихожане единодушно решили построить новый двухэтажный храм. В клировых ведомостях сохранилось сообщение, что "церковь сия устроена иждивением курского купца К. Е. Первышева при доброхотных пожертвованиях от прихожан".

До 1833 года это была рядовая приходская церковь под назвашем Казанско-Сергиевской, но с переходом архиерейской кафедры в том году из Белгорода в Курск, она по определению синода была преобразована за свое великолепие и красоту в кафедральный Казанско-Богородицкий собор.

В плане церковь представляла прямоугольник с одной алтарной абсидой. Если посмотреть на собор с восточной стороны, он имеет вид трехэтажного здания, каждый этаж которого подчеркнут карнизом. Колокольня тоже трехярусная. Внутри здания разместились две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя (зимняя) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского имеет небольшую высоту своих сводов и уступает по освещенности и богатству декоративной отделки верхней церкви. Интерьер верхней церкви во имя Казанской Богородицы значительно интереснее. Здесь помимо оконного освещения с двух сторон в средней части помещение освещается окнами фонаря и купола. Здесь же помещен замечательный, резанный из дерева и позолоченный иконостас, в декоративной основе которого лежат архитектурные и растительные формы. Приходится сожалеть, что выдающийся иконостас высокой художественной ценности не столь уж известен в нашей стране, как скажем, знаменитые иконостасы в Пскове, Смоленске и Санкт-Петербурге, а он того заслуживает благодаря замечательному искусству своего исполнения.

Каменное здание было закончено в постройке в 1762 году. Тогда же была освящена нижняя церковь, верхняя же церковь была освящена только в 1778 году и шестнадцатилетний разрыв между освящениями этих церквей был вызван длительной и кропотливой работой над превосходным иконостасом.

Первоначально, чтобы попасть в верхнюю церковь, надо было подняться по двум наружным чугунным лестницам, но в связи с явными неудобствами (оледенением ступенек и т. п.) в 1837 году к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир по проекту "Городового" архитектора Грознона, нарушившая стилевое единство здания. В основном же собор сохранил свой первоначальный вид до наших дней с северной, восточной и южной сторон, так как кроме покраски стен, крыш и реставрации скульптурных деталей никаких капитальных работ на фасадах не проводилось. Внутри собора в нижней церкви в 1866 году были перемощены полы, а арки отделаны под мрамор.

После окончания Крымской воины в этот собор в торжественной обстановке под звуки марша военного оркестра и колокольный звон были внесены на хранение знамена 39-й и 40-и Курских дружин и 14 знамен дружин курских уездов, участвовавших в обороне Севастополя (8146 ратников курского ополчения получили бронзовые медали за участие в Крымской воине). Знамена были выставлены в развернутом виде в верхней церкви на противоположной стене от иконостаса. Где теперь эти святые знамена?

Несмотря на то, что приходская Сергиевская церковь была выстроена на окраине тогдашнего Курска у озер и капустных огородов, огромные размеры и красота здания сделали эту церковь главной в проведении торжественного открытия 27 декабря 1779 года Курского наместничества. В этом соборе в присутствии знаменитого полководца генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского по совершении литургии было прочтено императорское объявление об открытии наместничества. Своды собора видели многих русских царей. Императрица Екатерина II, осмотрев церковь, не высказала особого восхищения, так как в то время она явно тяготела к классическому стилю. Зато ее правнук, Александр II, подходя к собору воскликнул восхищенно: "Узнаю Растрелли!"

Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого купец Машнин участвовал в постройке храма. Семилетний Прохор Машнин (будущий святой Серафим Саровский) упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, но остался жив и невредим. Теперь на месте падения мальчика установлен памятный знак.

Ныне Сергиево-Казанский собор является знаменитым памятником курской архитектуры, находящимся под охраной государства как памятник федерального значения. Каждый раз, прохода мимо живописного фасада собора, невольно любуешься им. Вспоминаются слова современника постройки церкви курского прокурора С. Ларионова из его "Описание курского наместничества", изданного в 1786 году: "Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех".

© Владимир СТЕПАНОВ.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК
Еще можно посмотреть:

Путеводитель по г.Курску Танкова, 1902 г.
Карта г.Курска 1902 г.
Фотографии старого Курска


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову