Богородицко - Никитская церквь села Паники, Медвенского района, Курской области.

автор: Александр Подушкин

Богородицко -Никитская церковь села Паники Обоянского уезда Курской губернии была построена в 1877 году по инициативе и за счет средств прихожан при попечении приходского священника Петра Переверзева. Церковь каменная, прочная, покрытая железом, на месте старой, ветхой, деревянной церкви устроенной в 1753 году. В ней Престолов было два, во имя Феодоровской Божьей Матери и святого Великомученика Никиты. [1]


Никитская церковь села Паники, южная сторона

28 апреля 1867 года прихожане-старатели от имени государственных крестьян Гавриилы Никифорова Образцова и Стефана Никифорова Прилепского обратились к его Преосвященству, преосвящейнейшему Сергию епископу Курскому и Белгородскому:

"Представляем общественный приговор о желании построить новую деревянную, на каменном фундаменте, однопрестольную, во Имя Святого мученика Никиты, церковь, со сломом старой с употреблением годных материалов на строение новой и перенесении оной святыни в Драчевскую церковь." 1867 года 27 апреля к сему прошению государственные крестьяне Гавриил Образцов и Стефан Прилепский, вместо же неграмотных по личному прошению крестьян.


Никитская церковь села Паники, северная сторона

Приговор (решение)

1867 года апреля дня, мы нижеподписавшиеся, Курской губернии, Обоянского уезда села Паники, Никитской церкви прихожане по неоднократному совещанию с нами благочинного протоирея Краснитского и согласия прихожан, священнослужителей в том же собрании своем, составили сей приговор в то, что все мы единодушно снимем храм устроенный в 1753 году и потому довольно обязательный перестроить с прибавлением и оставлением того же престола во Имя Святого Никиты.

На сей предмет в план и фасады для помещения прихожан до двух тысяч обоего пола душ имеется суммы шесть сот рублей, сорок дубов недостающие от количества, обязуемся доставить обществом старателей сей постройки. Сбор пожертвований и ходатайства к дозволению оной постройки у Его Преосвященства преосвященного Сергия епископа Курского и Белгородского, равно составленного плана Господином Архитектором, мы собранием среди себя, людей честных прихожан государственных крестьян Гавриила Никифорова сына Образцова и Стефана Никифорова сына Прилепского на какое вполне надеемся, все поручаем и в чем подписываемся, Обоянского уезда села Паники Никитской церкви прихожан государственных крестьян;

Лешка Боев, Петр Арехов, Григорий Карпушин, Александр Прилепский, Михаил Танков, Осип Щукин, Никита Карпушин, Василий Печурин, Федор Печурин, Петр Савенков, Матвей Сотников, Ермолай Печурин, Сергей Сотников, Ларион Домников, Петр Стародубцев, Антон Боровлев, Михаил Стародубцев, Матвей Иванов, Василий Арехов и Григорий Арехов, Петр Сидров, Иван Полянский, Емельян Дехмерев, Афанасий Суровцев, Лука Придворов и Сергей Придворов, Никита Арехов и Иван Арехов, Петр Михонин, Григорий Щукин, Сергей Пичурин, Григорий Образцов, Федот Кононов, Козьма Иванов и Клим Иванов, Федор Суровцев, Тихон Стародубцев, Ермолай Скапцов и Иван Скапцов, Иван Сидров, Михаил Придворов, Максим Стародубцев, Яков Арехов, Яков Стародубцев, Алексей Прилепский, Яков Иванов, Стефан Стародубцев, Аким Прилепский, Корней Пичурин, Василий Стародубцев, Ефим Дехмерев и Федор Дехмерев, Антон Придворов, Иван Дехмерев, Алексей Карпушин, Иван Пойменов и Тимофей Пойменов, Павел Стародубцев, Андрей Арехов и Сергей Арехов, Меркул Механин, Афанасий Боровлев, Тихон Арехов, Гавриил Сотников, Никита Боев, Яков Карпушин и Василий Карпушин, Антон Пименов и Федор Пименов, Ефим Сотников, Афанасий Танков и Матвей Танков, Илья Сотников, Сергей Савенков, а вместо их, по их личному прошению, государственный крестьянин, смог чинить, Никита Черников руку приложить с Семеном Старковым старостой, Алексей Иванов с приложением именем.

1870 года мая 24 дня. Мы нижеподписавшиеся, Обоянского уезда села Паники, государственные крестьяне Никитской церкви, прихожане при собрании полного общества с согласия наших приходских Священно церковнослужителей в присутствии благочинного Протоирея Краснитского дали сие показание о том, что в 1867 году, избрав из села старателей государственных крестьян Гавриила Образцова и Стефана Прилепского, вручили им для представления Его Преосвященству общественный приговор (решение) об нашем желании построить новую, деревянную на каменном фундаменте, однопрестольную во имя Святого Великомученика Никиты, придельную, 15 сентября церковь, вместо ветхой существующей, деревянной, на той же площади с перенесением и установлением святыни в Драчевскую, ближайшую церковь, строение старого храма разобрать и только годный материал употреблять в новую. Но по выслушании Указа Курской Духовной Консистории по сему предмету, составившемуся 12 июня 1867 года. Просили Вас дать нам подумать относительно благоустройства нашей приходской церкви и по сих наших неоднократных совещаний просили потому заключению чтоб разрешили нам устроить церковь каменным зданием, собственным иждивением, двупрестольную, вместо ныне существующей. Один в честь Богоматери Феодоровской празднуемый 14 марта, а второй во имя Святого Великомученика Никиты - придельная, празднуемая 15 сентября, с тем чтобы дозволено было до окончательной постройки нового храма отправлять богослужения в деревянной ныне существующей церкви. Старателями нового храма в помощь бывшему Абразцову назначить еще Петра Арехова от людей достойных, хочет поручить от нас ходатойствовать у Его Преосвященства обо всем, что необходимо будет требовать при постройки храма от Главного Архитектора Еремкова относительно плана и фасада по коему должна строиться новая церковь, равно и она, им Еремковым, за самою постройкою нового храма, для усиленного построения церкви. Мы прилагать при сем жертвенный лист с назначением кто может ходатойствовать при постройки и вместо того объяснять, что кроме одной тысячи четырех сот рублей серебром собранных старателями и находившихся на руках старателя Арехова. Такую же ведомость, хранящуюся в количестве пять сот восемь рублей серебром и обозначенным немедленным поручением нашим обществом до трех сот рублей серебром, ране пожертвованных деньгами, вещами и материалами. В чем удостоверяем рукоприкладством к сему показанию государственные крестьяне села Паник.

При показании были: Приходской священник Петр Переверзев, дьякон Михаил Гладкой, дьячок Иван Грозин, пономарь Игнатий Булгаков.

Принял Благочинный Протоирей Алексей Краснитский.

Свидетельство

В селе Паник Обоянского уезда каменная церковь постройкою окончена, согласно плану правильно и прочно. Почему к освящению храма в строительном отношении препятствий не имеется.

1877 года сентября 7-го дня. Сим, свидетельствую, что Обоянского уезда, села Паник, вновь устроенный каменным зданием, вместо ветхого, деревянного, храм с двумя престолами. Главный в честь Богоматери Феодоровской и предельный во имя во имя Великомученика Никиты и иконостасом, постройкою окончен. Для освящения главного престола требуется святый антиминс,[2] а прочее все готово. До освящения же предельного, святый антиминс на престоле может хранится на предмет недавно выданный.

1877 года 17 сентября дня. Благочестивый Протоирей Алексей Краснитский.

Свидетельство на освящение предельного храма, дать указ благочинному, которого спросить, составлена ли начальная церковная опись.

Его Преосвященству, преосвящейнейшему Сергию епископу Курскому и Белгородскому. Обоянского уезда, села Паник, Богородицко-Никитской церкви священника Петра Переверзева.

Покорнейшее прошение

Представленная при сем свидетельство местного благочинного Протоирея Алексея Краснитского о приготовлении предельного престола во имя Святого Великомученика Никиты к освящению. Почему покорнейше прошу Ваше Преосвященство, повелите освятить престол во имя Святого Великомученика Никиты и о сем учинить Вашу Архипастерскую резолюцию сентября 6-го дня 1879 года.

К сему прошению священник Петр Переверзев подписался 7сентября 1879 года.

Сем свидетельствую, что Обоянского уезда села Паник во вновь устроенном каменном здании, храм Богородично-Никитский, главный Престол Богородичный освящен в 1877 году, а Престол во имя Великомученика Никиты оставался неосвященным. Ныне тож, приготовились к освящению предельного Престола, имеется освященный антиминс, выданный в 1871 году по благовению Пастерскому могут приступить к освящению.

Благочинный Протоиерей Алексей Краснитский

В Курскую Духовную Консисторию, Благочинного Протоиерея Краснитского.

Рапорт оный имею честь донести 15 сентября сего года, в исполнении указного предписания от 9-го сентября 1879 года № 6881 в селе Паник Обоянского уезда предельный Престол во имя Великомученика Никиты освящен чиноположением и опись Храму утвари церковной составлена, которая для утверждения имеет быть представлена в Курскую Духовную Констисторию.

Благочинный Протоирей Алексей Краснитский 10 октября 1879 года [3]

В 1890 -м году в церкви служили священник Петр Переверзев, дьякон Стефан Постников, псаломщик Игнат Булгаков.[4] В 1908 -м, священник Попов Владимир Матвеевич, дьякон Солнцев Николай Петрович, псаломщик Пузанов Григорий Романович. [5] В 1915 -м;

Священник Попов Владимир Матвеев 1877 г.р., сын священника, который 31 мая 1896 года, по окончании полного курса Курской Духовной Семинарии преосвящейнейшим Ювиналием, Епископом Курским и Белгородским был рукоположен во дьяконы к Троицкой церкви села Поповой Слободы Путивльского уезда. В 1897 году 23 дня марта, будучи дьяконом состоял учителем Попово-Слободской церковно-приходской школы (1897-1899 г.г.) 1899 года августа 29 дня, Преосвящейнейшим Лаврентием Курским и Белгородским рукоположен в священники Богородицко-Никитской церкви села Паники Обоянского уезда. Состоял законоучителем, заведующим Паникинской церковно-приходской школы. По резолюции Преосвященного Питирима Епископа Курского и Обоянского утвержден председателем местного церковно-приходского Совета. 8 декабря 1909 года утвержден в должности председателя вновь образованного приходского Комитета для ведения религиозно-нравственных чтений при Богородицко-Никитской церкви села Паники Обоянского уезда.

За особые его труды и заботы по приходу и округу ему неоднократно была выражена благодарность. За усердную работу на пользу Отечества во время войны, от Епархиального начальства 13 марта 1915 года ему выражено одобрение с внесением в послужной список. Награжден памятными медалями и Ставлеными грамотами. Его жена Антонина Васильевна. Их дети; Николай 1903 г.р., учащийся Обоянской Духовной гимназии, Виктор 1909 г.р., дочери - Тамара 1900 г.р.. учащаяся Обоянской женской гимназии, Серафима 1907 г.р., учащаяся Паникинской церковно-приходской школы.

Дьякон Шуклин Михаил Прохоров 1889 г.р., образование получил в 1906-м году окончив Красниково-Котовскою второклассную школу Курского уезда. В 1910-м выдержал экзамен при Курском Реальном училище на звание учителя. В 1913-м году прослушал регентские курсы. Работал в должности учителя в Быкановской церковно-приходской школе. В 1914-м выдержал установленный экзамен при Курской Духовной Семинарии на должность псаломщика и дьякона. Его жена Ольга Ивановна 1895 г.р.. Их сын Леонид 1915 г.р.. Псаломщик Пузанов Григорий Романов 1877 г.р., окончил полный курс Старооскольского Духовного училища. Преосвященным Питиримом Епископом Курским и Обоянским допущен к исправлению должности псаломщика ноября 29-го дня 1904-го года.

Староста из крестьян села. Стародубцев Козьма Иванов 1865 г.р. [1]

Дома для церковно священнослужителей находились на церковно-усадебной земле, которой было 1.8 десятин. Кроме этого пахотной земли имелось 32 десятины. У священника дом собственный, деревянный выстроенный им самим. При церкви действовала церковно-приходская школа учрежденная в 1885 году. В ней обучалось 70 мальчиков и 45 девочек. При церкви имелась библиотека с читальным залом. [1]

В 1915 году к приходу относилось село Паники, где по числу хозяйств насчитывалось 296 дворов с населением мужского пола 1369 душ, женского пола 1355 душ и деревня Танеевка 44 дома с населением мужского пола 168 душ, женского пола 210 душ. [6]

С 1930 года Никитская церковь села Паники, Сталинского с/с была занята под склад по заготовке зерна. Сведений по возобновлению деятельности церкви во время Великой Отечественной войны и после нее, нет. В соответствии с Ф.З. "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года, зарегистрирована религиозная организация православный Никитский приход, Московского Патриархата в селе Паники 16 ноября 1999 года № 134. Сохранились Метрические книги церкви за 1798-1834, 1836-1844, 1846-1848, 1854, 1887, 1892, 1896, 1898, 1899, 1902, 1905, 1907, 1909-1911, 1914, 1917 гг. Исповедальные книги 1812, 1816, 1817, 1822-1878 гг.

Постановлением губернатора Курской области от 30.10. 1998 года № 566 Никитская церковь села Паники поставлена на охрану как памятник архитектуры регионального значения.[7]


село Паники, общий вид

Примечание:

[1]- Клировая ведомость Богородицко-Никитской церкви села Паники Обоянского уезда Курской Епархии за 1914 год.

[2]- Антими́нс (др.-греч. άντί - вместо и лат. mensa - стол, трапеза: "вместопрестолие" - в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

[3]- Сборная книга Ф-20 оп 2 дело 336 на 31 стр.

[4]- Справочная тетрадь о церквах Курской Епархии и составъ их причтов 1890 года.

[5]- Справочная книга за 1908 год .

[6]- Ведомость о приходе. Ф - 483 оп 1 д 21 стр. 135 [7]-

[7]- Из истории храмов Курской епархии. Обоянский и Суджанский районы. Текст / Под ред. В.Л. Богданова. М.М. Литвиновой. - Курск. 2008. - с. 172.


Ваш комментарий:



Курский некрополь
Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
27.05.2021 г.

КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ:
МЕДВЕНКА
ЦЕРКВИ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА

Церковь в честь Святителя Митрофана епископа Воронежского

Богородицко - Никитская церквь села Паники

Покровская Церковь. Село 1-е Любицкое.

Михаило-Архангельская Церковь. с. Гостомль.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову